Федеральная антимонопольная служба готова обсудить в Госдуме возможность запрета на упоминание брендов в популярных блогах в Интернете. Об этом вчера, отвечая на вопрос "РГ", на расширенной коллегии ФАС заявил глава ведомства Игорь Артемьев.
"Профильный комитет Госдумы, естественно, должен будет пригласить нас к обсуждению этой темы. Поскольку именно антимонопольная служба отвечает за исполнение закона о рекламе и является регулятором этой сферы от правительства", - пояснил Игорь Артемьев.
Реклама в Интернете уже попадала в поле зрения антимонопольного ведомства. К примеру, в прошлом году они проверяли, как соблюдается законодательство в части запрета на продвижение алкогольной продукции. При этом в ведомстве констатировали, что "Интернет в целом очень сложная для регулирования отрасль".
Напомним, в конце февраля заместитель председателя нижней палаты парламента Сергей Железняк сообщил, что Комитет Госдумы по информационной политике обсуждает инициативу, связанную с запретом упоминания тех или иных брендов в популярных интернет-блогах. Исключение, по его словам, может быть сделано только для тех, кто зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и платит налоги со своих заработков в Сети.
65 миллионов блогов индексировано в Рунете по данным поисковой системы "Яндекс"
Отслеживать рекламу в блогах хотят с помощью программно-аппаратных комплексов, которые внедряются в ФНС.
Инициатива настолько взбудоражила Рунет, что споры по поводу возможной революции не утихают уже вторую неделю. И это вполне объяснимо. В Рунете индексировано 65 миллионов блогов. При этом блогеров, которые сейчас зарабатывают на платной рекламе от 100 до 500 тысяч в месяц, в Рунете насчитывается не больше 10-20 человек, пишет "Блогун". Все они получают свои деньги и платят налоги совершенно легально. Совокупный доход абсолютного большинства прочих блогеров, размещающих платные публикации, далеко не так велик, чтобы составить в государственном бюджете мало-мальски значимую цифру.
Известный блогер Антон Носик замечает, что самые популярные теги (метки) русскоязычной блогосферы - это "музыка", "кино" и "книги/литература". По этим темам блогеры успели к сегодняшнему дню написать не один миллион постов. И все они содержат отзывы на ту или иную музыкальную, кинематографическую, книжную продукцию. То есть те самые "упоминания брендов", за которые предлагается платить налоги. Никакой теоретической возможности, чтобы по каждой из записей силами ФНС установили автора и выкатили ему налоговую претензию, считает он.
Кстати
С новым запретом, если его действительно введут, дозировать хвалебные речи в Сети придется не только простым смертным. Блоги сегодня есть у многих федеральных чиновников. Не отстают от них и региональные руководители. По данным Национальной службы мониторинга, к блогерам можно причислить 57 процентов глав регионов.
Как вам это
Иван Бегтин, директор НП "Информационная культура":
- Я считаю это бессмысленной затеей, особенно сейчас. Каждой инициативе должно быть свое время и место. На сегодня такое требование будет воспринято не иначе как новый способ репрессий. Разумеется, никто не будет соблюдать это требование, и в итоге виноваты будут все. Полагаю, что платформа LiveJournal остается весьма востребованной, там есть крупные блоги с посещаемостью больше, чем у многих сетевых СМИ. Большинство авторов этих журналов ведут себя прилично и предупреждают читателей о том, что тот или иной пост - рекламный или создан на основе коммерческого партнерства. Наверное, есть проблема собрать налоги с оплаты размещения этих записей. Но, во-первых, реклама в блогах - это вряд ли самая актуальная проблема для защиты конкуренции на сегодня. Во-вторых, я против любого избыточного государственного регулирования в принципе. Пользы от этого никакой.
Антон Голубчик, интернет-маркетолог:
- И как блогер, и как посредник, который сводит заказчика и исполнителя, я вижу большую проблему: отсутствие четкой формулировки определения того, что в данном случае является рекламой. Ведь одно дело - когда некоторые блогеры "забывают" платить обязательный подоходный налог, и совсем другое - когда к рекламе планируют приравнять любое упоминание бренда. Что делать блогерам, ведущим "живые журналы" на тему кино, вино, или, на худой конец, домино? Это реклама? Если человек искренне восхищается продукцией фабрики, посещенным концертом или красивой рекламной кампанией? Это реклама? А если блогер пишет о мероприятии друзей или вечеринке, организованной брендом? Если это так, то предлагаю уже сразу не останавливаться на достигнутом, и, чтобы два раза не вставать, обложить налогом бабушек во дворе, учителей в школе, и вашего коллегу, который только что рассказал в офисе, что купил желтую "Ладу Калину". Технически мониторинг упоминаемости брендов осуществить возможно, но вот понять, где реклама, а где просто упоминание, пусть даже и с ручным анализом, не реально.
Подготовила Елена Мишина
А как у них?
В Британии хоть весь свой блог изукрась хвалами какой-то компании или ее продуктам, никакому налоговому инспектору дела до этого не будет. На то это и свобода слова, на то и твой блог, чтобы изливать в нем все, что тебя огорчает, волнует и радует. Не переступая, разумеется, границ никому не дозволенного - пропаганды насилия, расовой ненависти и прочее.
А вот когда на блоге хочется заработать - совсем другое дело. Свободный блогер тотчас же превращается в маленького коммерсанта, то бишь в индивидуального предпринимателя, который должен аккуратно платить налоги. При этом перед ним открывается широкий круг возможностей зарабатывать за счет рекламы. В Британии можно найти целый ряд официальных советов, каким способом, прямым или косвенным, можно размещать рекламу на блоге. Например, можно договориться с рекламодателем, чтобы он платил блогеру каждый раз, когда кто-то "кликнет" по его рекламе, размещенной в блоге. Или же рекламодатель платит блогеру каждый раз, когда реклама объявляется на страничке блогера. Крупные компании предоставляют блогерам выбор программ, обеспечивающих ссылку на их продукт. Блогеру платят, когда кто-то покупает этот продукт. Используется британскими блогерами и опосредствованная реклама, когда компания может напрямую обратиться к блогеру с просьбой написать свой отзыв о продукте, бизнесе, веб-сайте. Если блогер получает за такие отзывы и обзоры плату - то это уже трактуется как плата за рекламу. Опять же готовься платить налоги.
В Германии существуют несколько видов блогов. Одни находятся непосредственно на страницах изданий и ведутся сотрудниками редакций. Реклама помещается вне блога и редакция, естественно, получает за это вполне официально некую прибыль.
Второй тип блогов - частные. Как рассказал "РГ" сотрудник популярного компьютерного журнала c t, подобные блоги могут размещаться на любых доступных коммерческих серверах и быть посвящены разнообразным темам. Однако размещение скрытой рекламы в таких блогах не принято. Те, кто этим промышляет, теряют уважение своих коллег, среди которых упоминание предприятий или брендов за деньги находится за пределами негласных правил ведения блога. Если такие блогеры не легализуют своих доходов и находятся за пределами суммы,, освобождающей от уплаты налогов, они автоматически нарушают УК ФРГ.
Третий вид блогов - коммерческий, нацеленный на рекламу частных предприятий или марок. Такие блоги размещаются на специально созданных для этого порталах. Всякая коммерческая деятельность облагается налогом. Все справки о доходах каждый гражданин ФРГ должен подавать в налоговую инспекцию независимо от того, чем он занимается. Однако как разъяснил "РГ" эксперт-юрист, отслеживать размещение скрытой рекламы в блогах второго типа для того, чтобы собирать налоги, было бы не прибыльным, а скорее затратным для государства делом.
В китайском Интернете наиболее популярные лица, имеющие несколько десятков тысяч подписчиков, иногда получают "гонорары" от различных компаний для позитивного упоминания в своих записях. Но это делается не всегда и не всеми. По китайскому закону любой доход должен облачаться налогом, однако на практике такого нет. Кроме того, пока нет четких правил, как можно облагать налогом подобные прибыли.
Юлия Кривошапко, Ольга Дмитриева (Лондон), Анна Розэ (Берлин), Евгений Соловьев (Пекин)
Источник: Российская газета