Россияне опять стали много читать

Сегодня россияне читают больше, чем два года назад, хотя по сравнению с 1990-ми нынешний показатель существенно ниже, свидетельствуют данные ВЦИОМ. Только четверть живущих в России покупали книги за последние три месяца, но расходы на них были весьма ощутимы — почти 1 тыс. руб.

В среднем россиянин читает 4,23 книги за три месяца. Больше всего читают пожилые респонденты (4,48) и активные пользователи Интернета (4,56), меньше всего — россияне 25—34 лет (4,05). За последние два года домашние библиотеки россиян выросли: с 31 до 37% увеличилась доля тех, кто имеет более 100 книг.

«Интересно, что количество тех, у кого вообще нет книг дома, год от года уменьшается. Мы объясняем это большей доступностью книг, чем в 1990-х годах. Электронные книги в основном используют жители Москвы и Петербурга, в регионах люди все еще отдают предпочтение бумажным книгам», — поясняет директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук.

Читают и тратят больше всего на книги 45—59-летние. Это люди того поколения, когда воспитывался культ книги. Книга же была и главным источником информации. «Важно не только, сколько читают россияне, но и что именно. К сожалению, наши исследования показывают, что на протяжении последних пяти лет в лидерах легкая литература, эдакая жвачка для ума», — говорит г-жа Каменчук.

Дополнительные материалы:

Александр Набоков, главный редактор газеты «Книжное обозрение»:

— Результаты опроса, демонстрирующие положительную динамику чтения, — это результат, с одной стороны, приятный, с другой — вполне ожидаемый. Читать снова становится модно. Приведенные данные о том, что активные интернет-пользователи — аудитория читающая, — это тоже факт. Более того, аудитория, читающая критично. «Книжное обозрение» недавно провело на эту тему исследование совместно с Livelib. Мы задали пользователям вопрос: «Каких книг вам не хватает?» Их ответы убеждают, что пресловутое снижение читательской активности и покупки книг во многом вина (или беда) издателей и книгораспространителей, которые не обеспечивают потребности различных целевых групп.

Дмитрий Коптюбенко, Анна Попова, Евгения Корытина