- Аля, скажите, как за время работы главным редактором журнала Cosmopolitan изменилось ваше утро? (по ощущениям, по степени уверенности)
- Не могу сказать, что в моей повседневной жизни, в быту что-то глобально изменилось. Встаю в то же самое время, на сборы трачу примерно столько же (то есть мало), хватаю с собой термос с кофе и выбегаю, часто с мокрой головой.
- Насколько кардинально изменились ваши обязанности?
- Достаточно сильно. Я бы сказала – к моим прошлым обязанностям добавилось очень много всего нового. По-прежнему редактирую, занимаюсь текстами, читаю, исправляю, советуюсь с нашими девушками-редакторами; много времени провожу в соцсетях, мониторю остальную прессу – российскую и иностранную. Сейчас я прочитываю весь журнал от корки до корки в макетах. И по-прежнему достаточно много работаю с постоянными авторами, своими давними и любимыми, а также периодически ищу новых.
Но, безусловно, к моим редакторским обязанностям добавилось много всего остального. Встречи с коллегами и партнерами, поездки, взаимодействие с нашим маркетингом и рекламой, с сайтом и iPad-версией, Отчеты, общение с иностранными редакциями. Обсуждение глобальных и стратегических идей.
- Часто вижу вас на форуме…
- Да, с читателями тоже стараюсь общаться часто. На форуме и на страницах нашего сайта.
…Плюс к тому (и это мне не очень нравится) добавились обязанности по бюджетированию. Появилось довольно много бумажной работы, но мне очень помогает со всем справляться наш ассистент редакции, которая, скажем так, более организованный человек. Максимально, где она может облегчить мне жизнь, она облегчает. Я хотя бы не сижу с утра до вечера, вбивая в таблицы конечные цифры.
В общем-то от этого никак не уйти. И любой начальник занимается такими вопросами.
- Скажите, когда вам предложили занять пост главного редактора, у вас были сомнения, опасения или вы к этому шли?
- Предложение было совершенно неожиданным. Безусловно, были сомнения. Наверное, они есть у каждого более или менее здравомыслящего человека.
Я понимала стратегию Издательского дома, понимала, как развивается Cosmo, как он существует. Но, честно говоря, не видела себя на этой позиции, примеряла нескольких других человек.
Я вовсе не считала себя недостойной. Амбиции у меня о-го-го. Но опять же они есть практически у каждой молодой женщины, преуспевающей и активной. Возможно, я думала, что просто еще не доросла…
Мне очень помогла Лена Васильева, моя предшественница (сейчас издатель группы журналов и сайтов Cosmopolitan), которая поначалу все достаточно четко обрисовала, дала понять, что ничего гиперсложного нет для человека, который привык справляться с набором своих обязанностей.
Большая заслуга Лены еще и в том, что она выдавала информацию мне постепенно. До того момента, как я вступила в должность, подготовка велась долго. Я ездила в США в Hearst (родоначальник всех Cosmo), можно сказать, на курсы повышения квалификации. Я погружалась, изучала и сегмент, и себя – предполагала, с чем мне будет справиться сложнее, с чем легче. Поскольку мне не сказали, что завтра нужно занять этот пост, было время для подготовки.
Безусловно, мне пришлось пересмотреть свои личные, семейные обстоятельства. Меня очень сильно поддержали в семье. Когда я позвонила своему молодому человеку – первому, кому я сказала о таком предложении, – он мне сразу ответил, что «надо брать» и вариантов никаких не может быть.
Наверное, если бы не было такой поддержки от семьи, от моей дочери, от моих родителей, не уверена, что я вообще согласилась бы. Но если и согласилась, то в любом случае мне было бы гораздо сложнее.
- При таком режиме на домашние дела остается время? Получается переключиться с работы на дом?
- Я очень полюбила готовить, стараюсь делать сразу несколько сложных блюд, например, борщ, пиццу и что-нибудь на десерт. Когда ты думаешь о том, что у тебя что-то убежит, пригорит или припечется, рабочие мысли сразу куда-то мигом исчезают.
- Хороший пример. Аля, скажите, за время вашей работы почти полностью поменялась команда редакторов. Многих читателей и авторов волнует, почему это произошло. Это было как-то случайно или…
- Или я всех выживаю специально?!:)
- Нет-нет, может быть, люди планировали уходить и так совпало, что это произошло в ваш первый год?
- Вы знаете и так и так, на самом деле, тут нужно рассматривать историю каждого человека в отдельности, каждого редактора. Самое главное для нас – то, что люди всегда уходят с миром. Мы до сих пор сохраняем очень теплые, хорошие отношения практически со всеми. Мы с ними продолжаем общение, и личное и профессиональное.
Думаю, что это произошло все же не случайно. Анализируя все сейчас, я понимаю, что было некоторое такое… волнение, скажем так. Когда один человек уходит, начинаешь по-другому смотреть на свою работу. Начинаешь думать – а расту ли я, а что мне нужно дальше? Возможно, такой момент там был тоже, но повторю: желание девчонок я понимаю, они все ушли по собственному.
Были разные ситуации. Например, Марина Степаненко пришла изначально к нам на полгода – до переезда в другой город. Она продолжала оттуда писать, но уже на фрилансе. Тане Ежовой поступило очень хорошее предложение, от которого она действительно не могла отказаться. Мы это все с ней обсуждали, она достаточно долго думала и все взвешивала. Юле Рейснер предложили очень хороший проект на радио. Еще когда мы с ней бок о бок работали редакторами, она уже тогда говорила, что хотела бы себя попробовать несколько в иной сфере. И горизонтальное и вертикальное развитие я искренне поддерживаю, а в Cosmo действительно хороший старт и отличная база для дальнейшей карьеры.
И… Наша новая команда полна энтузиазма, «свежая кровь» бурлит. Новые девушки-редакторы и дизайнеры хороши каждая по-своему, у нас достаточно сильная команда. Не хочется бросаться словами, но она одна из самых сильных за многие годы, что я здесь работаю. Все к лучшему.
- Я тоже всегда думаю, что всегда все к лучшему. Скажите, а принципы работы с удаленными авторами поменялись при вас или остались прежним?
- Глобально ничего не изменилось.
- Сейчас есть потребность в новых авторах?
- Потребность не иссякает никогда. У нас сейчас достаточно много новичков и «старичков» хороших. В принципе, по большому счету, авторами я довольна, острой необходимости нет. Но если пара талантливых журналистов появятся на горизонте, отказываться мы не станем. Я всегда считала, чем больше людей сотрудничают с Cosmo, чем больше мнений мы пропускаем в номер, тем лучше.
- Скажите, а что надо сделать начинающему автору, чтобы увидеть свою фамилию на страницах журнала?
- Самое главное, я всегда прошу человека, который собирается нам писать или что-то отправить, оценить свои реальные возможности. Это в большей мере касается не гениальности и талантов. Скорее, рабочие перспективы, способность оперативно и много работать. Частенько приходится переписывать и переписывать, искать, придумывать, креативить. Реально ли он потянет?
Я бы не назвала работу в Cosmo простой. Безусловно, нужно понять, есть ли желание и способности писать, просто, метко, остро, есть ли чувство юмора, понимание формата и стиля издания. Для этого, конечно же, нужно если не обожать Cosmo все душой, то хорошо знать и прочитать последние несколько номеров от корки до корки.
Для меня, например, всегда странно, когда люди предлагают материал в рубрику, которая не существует у нас в журнале, имея в виду, что она есть. Или когда человек мне говорит, что он готов писать нам с утра до вечера про фэшн. Но если он откроет номер и просто его пролистает, то поймет, что у нас нет больших фэшн-материалов.
В общем, оценить себя, оценить продукт и понять, насколько вы совместимы. Ну а о том, что не надо робеть, не надо бояться, мне даже и говорить не хочется. Какой ты тогда журналист?! Тут никто уговаривать и ждать не будет. Хочешь – пиши.
Что касается технических особенностей – не нужно писать какие-то совершенно бессмысленные опусы на адрес, который дан в журнале и на сайте: а уж тем более просить, чтобы этот опус оценили. Достаточно приаттачить пару своих вышедших материалов или нечто очень в нашем формате и предложить несколько небанальных, актуальных тем, 5-10-ти будет достаточно.
Политика Cosmo в том, что мы собираем идеи будущих материалов со всех авторов. Мы, безусловно, креативим сами, отсматриваем огромное количество конкурентов и партнеров, те же американские или австралийские номера. Но мы все равно варимся в своем соку, и идеи со стороны всегда более ценны. И это нормально. Так и должно быть.
Что касается письма – оно не должно быть сильно длинным, достаточно пары приветственных строк. Но они должны быть цепляющими. Бывали случаи, когда мы были готовы опубликовать только что присланный текст от незнакомого человека.
- Спасибо, Аля, очень ценные советы! Я думаю, будущие авторы это оценят.
У меня еще такой вопрос: я часто просматриваю светскую хронику. И встречаю редакторов глянцевых изданий. Других, но почти никогда кого-то из команды Cosmo. Вы не любите тусовки, нет времени или это просто не ваше?
- Нет, это наше!) Отчасти это тоже входит в круг моих нынешних обязанностей. Но… я знаю мало людей, которые приезжают в офис в 9-10 утра, действительно полноценно работают весь день и при этом бодры и веселы и имеют здоровый цвет лица в 9-10 вечера на тусовке. Такие люди есть, я, может быть, даже знаю двоих, но не больше. Я искренне им завидую, потому что, имея огромный объем работы, такой, как есть у нас здесь и сейчас, я так не могу. У нас гораздо больше текстов, чем в любом другом глянце, более толстые номера, большие трудоемкие проекты.
Я стараюсь по возможности посещать мероприятия, близкие мне по духу, или забегать ненадолго к давним друзьям и партнерам. Но, к сожалению, не могу делать это 5 дней в неделю. И обычно отказываюсь от рабочих встреч на выходных. Я нужна дома, а мне нужен отдых и общение с моими близкими.
- Сейчас вы считаете себя счастливым человеком?
- Вы знаете, у меня есть подруга, которая в шутку называет меня философом, потому что я постоянно отвечаю на ее подобные вопросы – «Что есть счастье…», «Что есть любовь…»
Когда меня спрашивают, как у меня дела, я достаточно часто в последнее время отвечаю «глобально – очень круто!». При этом если меня спросить в данную секунду, как мне живется, я скажу, что вообще не очень хорошо, потому что вот это и то, еще не пришли пруфы с обложкой, не решено, что мы делаем глобальное на осень и я не готова к завтрашней встрече. И вот когда с вами разговариваю, я держу в руках около 40-ка непрочитанных макетов. Сейчас уже полшестого, а вчера моя дочка очень просила приехать пораньше, чтобы поцеловать меня еще до того, как она заснет.
У меня очень много каких-то мелких проблем и задач. Не глобально, а как-то сиюминутно… Но учитывая то, что еще три года назад я о многом в своей рабочей жизни и не мечтала, и то, что в этом году в моей личной жизни произойдет очень важное для меня событие, пожалуй, да, я счастлива!
- Аля, спасибо большое, что уделили время и так откровенно ответили на вопросы.
- Всегда пожалуйста, я очень люблю поболтать.
- Можно под конец напутственное слово начинающим авторам.
- Никогда не бойтесь, все время пробуйте! Не бойтесь, в первую очередь, работы. В журналистике, как нигде больше, важно понимать, что количество может перерасти в качество. Если у вас пока не очень хорошо получается, нужно делать это чаще и много. Заводите блоги, пишите в стол, записывайте свои мысли на диктофон. Успехов вам и удачи!
Наталья Жилякова
Источник: Школа авторов глянца