Итак, говорят, что продолжавшееся много месяцев противостояние губернаторских чиновников и издания «Караван+Я» мирно разрешилось. Геннадий Климов может записать на свой счет победу. Тем более весомую, что в последние месяцы рядовые сотрудники «Каравана» уже стали забывать, как выглядят денежные купюры, и предприятие находилось в опасной близости к процедуре банкротства.
В этот критический момент нервы Советской площади не выдержали и она якобы согласилась оказать финансовую поддержку изданию. В порядке исключения, для исключения в свой адрес непрерывного потока критики, переходящей в откровенную брань.
Проверить правдивость этого известия легко. Ожидается, что в ближайших выпусках еженедельника произойдет смена тона в отношении региональных властей. Самого Дудукина уже не будут награждать званием «рязанского Геббельса», а в работе губернатора Шевелева будут найдены и положительные моменты. Конечно, правила игры запрещают поворот на 180 градусов. Поэтому критические замечания в адрес тверского правительства будут публиковаться и впредь, но это будет, по бессмертному определению Екатерины Великой, «сатира улыбательная».
Версия номер два утверждает, что одновременно тем же Дудукиным решено отключить финансовое снабжение Галине Жевновой, редактору, издателю, владельцу, журналисту и корректору желтого еженедельника «Тверские толки». Таким образом, видимо, произошла классическая рокировка, которая позволила «Каравану» перейти от дыхания по Чейн-Стоксу к более или менее нормальному существованию. Впрочем, и детище Галины Жевновой далеко от эндшпиля. Тактика «Денег дай, а то гадость напишу» срабатывает уже много лет и не с одной губернаторской командой.
Россия — одна из немногих оставшихся на планете стран, в которых власть финансирует СМИ не только полуофициально или вовсе тайно, но и открыто, выступая их учредителем. К чему это приводит — хорошо видно на примере печатных органов, подотчетных правительству и парламенту Тверского региона. При этом, если «Тверские ведомости» находятся на контроле у властного издателя, но не особо стеснены в выборе тем, то «Тверская жизнь» превратилась в заповедник цензуры, какая не снилась ветеранам газеты даже в авторитарные брежневские времена: практически каждая публикация до выхода на газетную страницу проверяется чиновниками из губернаторского аппарата. Помня первую строчку федерального Закона о СМИ («Цензура в Российской Федерации запрещена»), журналисты врут, что пишут не по приказам, а согласно собственным убеждениям, всегда и во всем совпадающим с мнением начальства (так уж получилось), а «кураторы» из дома на Советской площади с улыбкой называют свирепый надзор за каждой газетной строчкой «дружеской помощью во избежание ошибок и неточностей».
Итак, можно называть себя независимой прессой, можно гордо сообщать «мы — орган правительства», но суть остается неизменной.
Содержанием (как денежным, так и на газетных полосах) на тверском информационном рынке управляют из одних и тех же начальственных кабинетов. Пространство свободной мысли и свободного выражения мнений остается только в Интернете. Недаром депутаты Государственной думы, за последний год издавшие запретительных законов больше, чем за весь предыдущий созыв, присматриваются к этой последней площадке…
Валентин Николин
Источник: Y-tver.com