Программа действий Альянса в поддержку и развитие института подписки на газеты и журналы


Точка отсчета: идеология программы.

Данная программа стала результатом многолетнего обсуждения сложных проблем рынка подписки с представителями российского сообщества издателей и распространителей. Был учтен также западный, особенно европейский, опыт развития медиаотрасли. Особое внимание при этом уделялось опыту стран, где подписка является доминирующей формой продажи прессы (США, Канада, Финляндия, Нидерланды, ФРГ). 

Программа включает ряд мер, направленных на то, чтобы:

- приостановить и обратить вспять падение подписных тиражей в России, вернуть населению страны уважение к печатному слову; 

- обеспечить необходимый плюрализм информационной продукции, информационного обмена;

- обеспечить беспрепятственный доступ к информации для всех граждан страны, вне зависимости от их места жительства, национального и социального положения и вероисповедания;

- сделать доступным для граждан России максимум оперативной информации о деятельности центральных и местных органов власти, общественно-политической, социально-экономической, духовной жизни страны, жизни за рубежом;

- препятствовать монополизации СМИ и национализации рынка подписки. 

В условиях современного информационного общества, затронутые выше вопросы, имеют особую актуальность и для их решения, необходимо тесное сотрудничество издателей, подписных агентств, национального почтового оператора между собой и с государством. Главными стимулами развития отечественной отрасли подписки признаются государственная поддержка (по примеру зарубежных стран), обеспечение свободной конкуренции издателей и подписных агентств и создание механизмов регулирования рынка подписки для формирования отраслевых стандартов и предотвращения недоброкачественной конкуренции. 

Одной из важных задач в деятельности Альянса будет проведение маркетингового исследования для определения «точек роста» современного российского рынка подписки. Продолжением этих действий станет лоббистская деятельность, связанная с необходимостью обеспечить участникам рынка подписки условия для работы, позволяющие стабилизировать подписные тиражи. Для работы на каждом из направлений из числа сотрудников компаний-участников Альянса будет сформирован координационный совет во главе с председателем, который будет заниматься претворением в жизнь программы по оздоровлению рынка подписки. 

Экономический блок программы:

Установление на период с начала 2014 года до конца 2015 года «антикризисного» переходного периода в налогообложении услуг по распространению подписной прессы с 5%-м НДС, а именно:

- распространение по подписке, включающее экспедирование, доставку подписных изданий и др.;

- услуг по организации рекламных акций по подписке;

- услуг по размещению рекламы в подписных каталогах;

- рекламы в печатных изданиях неэротического и нерекламного содержания, среди которой социальная реклама составляет не менее 10%

•Установление, с 1 января 2016 года, льготных почтовых тарифов на пересылку печатной продукции потребителям услуг «адресной» подписки. 

•Установление, с 1 января 2016 года, льготного 10%-го налогообложения по НДС для следующих услуг:

- услуг по подписке, экспедированию и доставке подписных изданий;

- услуг по организации акций по рекламе услуги «подписка»;

- услуг по рекламе в подписных каталогах;

- услуг по рекламе в печатных изданиях неэротического и нерекламного содержания, среди которой социальная реклама составляет не менее 10%.   

•Государственная дотация подписки для малообеспеченных слоев населения.

•Продолжение практики выделения государственных дотаций ФГУП «Почта России» для компенсации убытков, возникающих от оказания услуг по доставке подписных изданий.

•Введение целевых государственных дотаций, направленных на стимулирование труда почтальонов: зарплата почтальона в течение 2013-23 гг. должна стать равной средней зарплате по региону. 

 

Социальный блок программы - отраслевой уровень:

Проведение, в 2013-14 гг., во всех регионах России, при поддержке «Почты России», рекламной компании «Подпишись под добрым делом», пропагандирующей подписку на печатные СМИ, в рамках которой реклама подписки будет объявлена социальной рекламой;

•Включение программ поддержки подписки в число официальных социальных программ, организуемых региональными органами государственного административного управления;

•Всемерная поддержка «Почтой России» и Министерством связи и массовых коммуникаций промомероприятий по развитию подписки, организуемых подписными агентствами; 

•Предоставление «Почтой России» преференций подписным агентствам, активно развивающим современные инновационные методы приема подписки (подписку в интернете, в платежных терминалах, на кассах магазинов, в отделениях банков и т.д.). 

Социальный блок программы - национальный уровень:

Включение в программу российской средней школы предмета, посвященного изучению многообразия национальных и зарубежных печатных СМИ: в качестве факультативного предмета или дополнительного курса к программам по литературе и русскому языку;

•Организация на федеральном телевидении и радио социальных рубрик, посвященных пропаганде чтения печатной прессы, с предоставлением равного доступа к участию в ней для подписных агентств и издателей; организация аналогичных рубрик на региональных теле- и радиоканалах;

•Обращение к правительству РФ с просьбой об организации общенационального праздничного дня «День чтения». К этому дню будет приурочен комплекс мероприятий, связанных с поддержкой подписки;

•Организация национальной программы поддержки подписки и чтения прессы как важных инструментов сохранения самобытной российской культуры;

•Организация национальной программы льготной подписки для молодежи.  

Для проведения в жизнь указанных мероприятий координационный совет составляет календарный план работ, представляемый координатором на совещаниях представителям компаний, входящих в Альянс. После одобрения плана он подлежит реализации всеми доступными методами. 

Началу работы Альянса в поддержку и развитие института подписки на газеты и журналы послужит совместное обращение издателей и подписных агентств в Администрацию Президента, Правительство Российской Федерации и Законодательное собрание Российской Федерации. Это обращение будет содержать предложения по реализации комплекса мер по поддержке и развитию подписки на газеты и журналы, информацию о создании Альянса, Декларацию и Программу действий Альянса.