— Константин Павлович, завтра исполнится ровно год, как вы возглавляете предприятие. Какие результаты достигнуты за этот период?
— В 2012 году компания продолжила свое динамическое развитие и открыла 95 новых торговых точек. Сбытовая сеть компании увеличилась на 12%, и на 1 января 2013 года составила 897 объектов, принадлежащих федеральным и локальным сетям FMCG. Рост выручки в 2012 году по отношению к 2011 году составил 7,4%.
На сегодняшний день «МЕДИА ДИСТРИБЬЮШЕН» осуществляет поставки печатной продукции по Москве и Московской области, а также обслуживает торговые объекты федеральных и региональных сетей в Центральном, Приволжском, Северо-Западном, Сибирском, Уральском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
За прошлый год нам удалось реализовать ряд важных мер и значительно улучшить экономическое положение предприятия. В то время, когда в условиях сокращения спроса на печатную продукцию многие торговые компании стали платить поставщикам хуже, мы провели серьезную работу по оптимизации операционного цикла, что позволило существенно улучшить состояние взаиморасчетов с нашими контрагентами. Применение современных инструментов финансового менеджмента способствовало повышению эффективности управления оборотными средствами. Таким образом, мы восстановили доверие клиентов к нашей компании.
В течение 2012 года нами был реализован целый комплекс мероприятий, направленных на сокращение потерь, благодаря чему за небольшой период удалось сократить этот показатель в десять раз, и со всей ответственностью могу сказать, что он существенно ниже, чем в среднем по рынку.
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке дистрибуции прессы в сети супермаркетов? Что происходит в этом сегменте?
— До недавнего времени российский рынок ритейла был наиболее привлекательным для крупных глобальных розничных сетей благодаря высоким темпам роста и большому потенциалу: Россия существенно отставала от европейских стран и США по показателю количества современных торговых площадей, приходящихся на одного жителя . Это способствовало существенным инвестициям в развитие сетей и быстрому росту количества объектов современных форматов.
По данным Росстата, в январе этого года розничные торговые сети формировали в среднем по России 20,7% всего объема оборота розничной торговли. Причем, в обороте продовольственного ритейла удельный вес сетей вырос до 24,8%. Доля сетевых структур в общем объеме оборота розничной торговли в Москве составила 19%, а в Санкт-Петербурге — 54,7%.
Но на данный момент рынок ритейла перешел в стадию зрелости и характеризуется высокой концентрацией магазинов, а также высоким уровнем конкуренции во всех крупных городах России, что повлекло за собой снижение покупательского потока и, как следствие, снижение выручки с одного квадратного метра торговой площади.
На эти тенденции рынка ритейла накладывается негативная динамика сокращения спроса на печатную продукцию со стороны населения. Ни для кого не является секретом, что сегодня рынок печатных СМИ находится в определенном кризисе. И, чтобы преодолеть этот кризис, необходимы новые качества менеджмента. Нужно более внимательно смотреть на то, на что раньше мы могли себе позволить не обращать внимания.
— Это на что?..
— На растущем рынке мы четко понимаем, что завтра выручка будет больше, чем сегодня. Партнеры могут друг другу гарантировать эффективность. Стиль менеджмента на данном этапе связан с навыками переговоров с клиентами, с умением вести презентации. Это такой яркий и позитивный этап в жизни любого растущего бизнеса. Но за стадией роста приходит зрелость, и на этом этапе цели и задачи менеджмента существенно меняются. Уже недостаточно уметь грамотно проводить презентации. Рынок сформировался, появилось многочисленное конкурентное окружение, не позволяющее устанавливать высокие наценки и развиваться в высокорентабельных сегментах, а сокращение спроса на товарную группу «печатная продукция» приводит к снижению оборотов и дохода всех участников. В такой ситуации любые необдуманные решения гарантировано приводят бизнес к убытку. В связи с этим подход менеджмента должен тоже измениться, стать более рачительным, продуманным и сконцентрироваться на повышении эффективности всех бизнес-процессов, т.к. дистрибуционный бизнес в нашей отрасли низкорентабельный.
— Насколько конкурентен сегодня сегмент дистрибуции прессы в сети супермаркетов?
— Можно отметить тот факт, что за последнее время на московском рынке сложилось определенное доверие между участниками. Причем я говорю не только о доверии между дистрибьюторами, но и о доверии со стороны поставщиков. Рынок Москвы демонстрирует стабильную ситуацию и положительную динамику по ряду показателей.
— А как в регионах? Здесь все тоже спокойно, как в Москве?
— Нет, здесь ситуация иная. В настоящее время во многих регионах происходит сокращение киосковой розницы, набирает обороты процесс сноса ларьков, приводящий к уничтожению традиционного для России формата распространения прессы — газетных киосков. Потеря игроками киоскового сегмента своего привычного розничного формата приводит к попыткам выйти в другие каналы распространения, в первую очередь заняться поставками прессы в сети. И, зачастую это приводит к неприятным для всех участников рынка последствиям.
Я не хотел бы подробно комментировать конкретные случаи, но для понимания ситуации скажу: пытаясь удержаться на рынке, местные поставщики прессы выходят в новые для себя каналы сбыта и в новые регионы, таким образом обостряя и без того жесткую конкуренцию. К сожалению, не имея возможности конкурировать с федеральными дистрибьюторами по качеству сервисного обслуживания и эффективному управлению ассортиментом, самым распространенным способом конкурентной борьбы становится демпинг. Хотя именно демпинг является самым разрушительным инструментом для сокращающегося рынка с низкой рентабельностью.
— Кстати, какова рентабельность в вашем бизнесе?
— В среднем в сегменте дистрибуции прессы в сети, рентабельность продаж по чистой прибыли находится на уровне 2-3%.
— Выходит, также как и в киосковой рознице... Вам живется чуть легче, чем киосковым сетям, с той лишь разницей, что супермаркеты строят, а киоски сносят. И это тоже, кстати, хорошая тема для обсуждения. Сейчас, повально снося по всей стране ларьки, в том числе и газетные, чиновники пеняют на необходимость развития цивилизованных форматов торговли. И посылают издателей в магазины. Но, по заверениям самих же издателей газет, их продукция в такой рознице не приживется. Так ли это?
— Я полностью подтверждаю слова издателей. Это связано с культурой потребления. В гипермаркет за утренней газетой никто не пойдет. Рынок ритейла совершенно не способствует развитию продаж газет. Даже более того, газеты для ритейла — товар не целевой. Конечно, они есть в ассортименте, но далеко не во всех сетях, а лишь в тех, где такие продажи возможны. Если киосковая розница будет сокращаться и дальше, газеты пострадают очень серьезно. Ту часть газетных тиражей и большинства еженедельников, которая распространяется через киоски, никогда не восполнить растущим ритейлом. Надо понимать, что пресса является товаром импульсного спроса и сокращение количества торговых точек, реализующих печать, неминуемо приведет к сокращению объемов рынка.
— А в целом пресса, как товарная группа, привлекательна для супермаркетов?
— Однозначный ответ дать нельзя. С одной стороны, безусловно, да. По такому важному для сетей показателю, как частота присутствия товарной группы в чеке, в категории непродуктовых товаров пресса находится на первых местах. Данный показатель лишний раз подтверждает, что печатные СМИ, не смотря на развитие Интернета и новых информационных технологий, по-прежнему остаются востребованными потребителями.
С другой стороны, негативная динамика продаж и постоянные дискуссии о смерти газет и журналов, наряду с сокращением количества торговых точек, приводят к тому, что сети начинают задумываться о целесообразности работы с этой товарной группой. В последнее время всеми крупными сетями при работе с товарными группами активно применяются принципы категорийного управления, основными из которых является следующие: « товар должен занимать на полке ту долю, которую он занимает в продажах сети» и «если спрос на товар сокращается, то необходимо сокращать полочное пространство под его выкладку». В соответствии с этим во многих сетях происходят сокращения ассортиментных матриц по печатной продукции, сокращение площадей для выкладки, перенос оборудования в зоны с низким покупательским трафиком. Такие действия, к сожалению, только способствуют дальнейшему снижению объемов продаж.
— Вы можете привести статистику по продажам?
— Согласно отчетности «like-for-like», в среднем на точку сокращение продаж в 2012 году составило 2%, хотя, конечно, динамика серьезно отличается, в зависимости от форматов сетей, их территориального расположения и специфики работы с ассортиментом.
— Насколько стабильны взаимоотношения в цепочке «поставщик — супермаркет»? Все говорят, что супермаркеты прессу душат... Это действительно так?
— В определенной степени ситуация перегрета и в части бонусных выплат, и в части избыточных отсрочек платежей, которые в разы покрывают фактическую оборачиваемость продукции. Причиной возникновения этих проблем стали острые конкурентные войны в прошлых периодах. С одной стороны в сегменте работали традиционные независимые игроки; с другой — были попытки выйти на рынок со стороны производителей. Как результат: одна часть этих бизнесов закрылась, не выдержав конкуренции; вторая — в пылу конкурентной борьбы предложила сетям не выгодные для рынка условия, чем нанесла большой урон всей отрасли.
— Сейчас ведь есть законодательно закрепленный уровень бонусов — 10%...
— Вот если говорить, что мы должны двигаться в сторону цивилизованного рынка, то нам в этой части, конечно, необходимо ориентироваться на законодательно установленную базу. Я бы очень хотел, чтобы ритейл нас услышал. Потому что бесконечное инвестирование в сеть приведет к истощению любого ее партнера. И на длительную перспективу он может оказаться для сети не состоятельным, что в итоге приведет к очередной смене очередного поставщика. Сложившаяся ситуация требует осмысления. Опыт прошлых лет показал, что такие бесконечные смены поставщиков для рынка печатной продукции драматичны. Сейчас, на зрелом рынке, крайне важно сохранять разумное равновесие. Поставщик должен быть здоровым. Он должен качественно обслуживать сеть, и это качество должно соответствовать требованиям формата ее магазинов.
— Каким путем, на ваш взгляд, пойдет дальнейшее развитие рынка?
— Рынок печатных СМИ, учитывая сложившуюся ситуацию, продолжит сокращаться. Обороты участников рынка распространения будут падать, доходы, соответственно, тоже. Конкурентная борьба ужесточится, что приведет к еще большему снижению среднеотраслевой рентабельности.
В сегменте дистрибуции прессы рано или поздно мы придем к острой ситуации, когда между участниками рынка будут возникать споры за контракты по конкретному клиенту или в части поставок в конкретный регион. И на сужающемся рынке места всем не хватит. В сложившейся ситуации для дистрибьюторов самой эффективной является стратегия лидерства по сокращению издержек. Поэтому, в первую очередь, необходимо сконцентрировать усилия на снижении затрат и повышении эффективности бизнес-процессов.
— Значит, ваше предприятие планирует стать лидером по минимизации издержек?
— Абсолютно верно. Тем не менее, я считаю, что, несмотря на взятый курс сокращения издержек, ресурсы на развитие необходимо выделять обязательно. В данный момент в предприятии внедряются новые технологии управления товародвижением. Также ведется серьезная работа по оптимизации и максимально возможной автоматизации всех технологических процессов. Серьезным участком работы для нас стала логистика. Ведь логистика — это кровеносная система бизнеса. В настоящее время мы завершаем проект по созданию новой информационной системы — будем внедрять модернизированную систему закупок. А это новые стандарты, новый уровень эффективности и требований. По качеству операций в единицу времени мы значительно выиграем. Модернизация логистического комплекса будет включать замену складского оборудования и системы сортировки. Будет разработана и внедрена новая программа в части управления торговлей.
Кроме того, планируется внедрять и активно использовать современные технологии, как в части торгового оборудования, так и в части мерчендайзинга. В условиях сокращения спроса на продукцию очень важно повышать уровень предоставляемого клиентам сервиса.
— Это и есть стратегия «МЕДИАДИСТРИБЬЮШЕН» на ближайшее время — внедрять технологии?
— Если упрощенно, не вдаваясь в детали, то можно и так сказать. Но стратегия компании не только в технологическом совершенствовании, но и в ювелирной работе с ассортиментом, в том числе с книгами. За 2012 год это направление в «МЕДИАДИСТРИБЬЮШЕН»дало достаточно хороший результат. Поэтому мы будем развивать его и в дальнейшем.
Компания, которой я сейчас руковожу, уже прошла период трансформации, сформировалась команда, которая способна претворять в жизнь все необходимые для этого этапа развития изменения. Мы четко понимаем, какого рода дальнейшие шаги нам необходимо предпринимать.
***
Константин Недосекин, генеральный директор ООО «МЕДИАДИСТРИБЬЮШЕН»/ ООО «Пресс-Логистик». На рынке печатной продукции более 10 лет. Ранее возглавлял коммерческий департамент ЗАО «Нева-Пресс» (СПб).
Родился 8 января 1978 года в Санкт-Петербурге. В 2001 году окончил Балтийский государственный технический университет. В 2011 году получил дополнительное обучение по программе Executive MBA.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU