Профильный комитет Госдумы провёл расширенное заседание, где депутаты и эксперты обсудили роль государства в развитии почтовой отрасли, актуальные проблемы в работе ФГУП «Почта России» в сфере организации подписки и розницы и способы их решения. А также угрозу уничтожения каналов распространения газет, журналов и книг в России.
Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Игорь Мандрыкин напомнил участникам встречи, что в области подписки на периодику сейчас работают и частники. «За первую половину 2013 года подписной оборот тиражей составил 30 миллионов экземпляров, а это около 7 миллиардов рублей, - сказал Мандрыкин, - а, между тем, в мире подписные тиражи падают». В России же, по словам замглавы «Почты России», продажа периодических изданий в розницу идёт хуже, чем по подписке. Вообще 55% изданий оформляет «Почта России», 38% приходится на альтернативные подписные агентства, а 7% подписчиков оформляются через издательства. Почтовики признают, что добиваться средств и субсидий из бюджета страны - дело сложное. Хотя государство и поддерживает отрасль субсидиями, но они недостаточны. Планируется, что на государственном уровне будет разработана сетка тарифов по приёму и доставке периодики, а также будут установлены социальные тарифы.
Эксперты высказали опасение, что в новом законопроекте не прописана чётко помощь государства. Сегодня дотации могут в любой момент прекратить. Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин отметил, что субсидии «Почте России» покрывают сегодня лишь 53% от её убытков. Специалист уверен, что развитию сети подписки на издания, в частности, вредит 94ФЗ именно из-за него не поступает периодика в школы, библиотеки, а подписка медленно превращается в очередную коррупционную сферу. «А ведь подписка на газеты и журналы - это ещё один инструмент духовного воспитания населения, - подчеркну Оськин, - Во Франции, например, молодым людям с 18 до 24 лет можно бесплатно оформить годовую подписку на любые издания, которые им нравятся. В России это невозможно».
Среди решений и рекомендаций, которые вынесли депутаты и эксперты, главные — увеличение субсидий государства, возможность конкуренции на рынке различных подписных агентств, включение мероприятий, связанных с развитием подписки на печатную прессу в Национальную программу поддержки и развития чтения.
Кроме того, региональные власти также должны поддерживать местные газеты и журналы, вкладывать деньги в доставку периодики. Ведь любой населённый пункт, пусть самый маленький, не погибнет, пока там есть почта. Ещё одна проблема, которую обсудили участники, - это почтовые ящики в многоквартирных домах. Раньше они являлись собственностью жильцов, теперь - непонятно, куму принадлежат. А, между тем, часто граждане отказываются от подписки на периодические издания именно потому что ящики находятся в плачевном состоянии, их взламывают, и никто не хочет нести ответственность, плюс, дороговизна подписки для среднего жителя России по сравнению с зарплатой.
Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов в заключение предложил распространять подписку на газеты и журналы по партийным линиям.
Ксения Редичкина
Источник: Парламентская газета