Славные дни американской журналистики ("Slate", США)

Не обращайте внимания на слова пессимистов: читающая публика еще никогда не имела доступа к более обширной и более качественной информации

Американские СМИ еще никогда не были в лучшей форме, чем сейчас. Об этом нам говорит здравый смысл. Мы можете легко найти любую информацию о любом предмете. И вам вовсе не обязательно считать мой анализ кризиса финансовой помощи кипрским банкам единственной и неоспоримой точкой зрения: вы с легкостью можете найти мнение обозревателей из New York Times, Wall Street Journal, Financial Times и Economist. Если вы не хотите рассматривать новости с Кипра сквозь призму отношения к нему американцев и британцев, вы можете ознакомиться с мнением выдающегося греческого экономиста Яниса Варуфакиса (Yanis Varoufakis) в его блоге. Reuters создало интерактивное приложение, позволяющее вам самим проверить, как будет работать схема сокращения государственного долга Кипра. Один из лондонских управляющих фондом, пишущий под псевдонимом Пауэл Морски (Pawel Morski), предлагает всесторонний анализ происходящего на своей страничке в Twitter и своем сайте. А на досуге вы можете посмотреть интервью на телеканале Bloomberg с уроженцем Кипра и бывшим советником Федерального резерва Атанасиосом Орфанидесом (Athanasios Orphanides).

Более того, современная медиаэкология позволяет вам добавить новостям глубину и контекст. Некоторые источники в Twitter рекомендовали мне ознакомиться со статьей Перри Андерсена (Perry Andersen) 2008 года, опубликованной в New York Review of Books, в которой речь шла о развитии Кипра после обретения им независимости. Пол Кругман (Paul Krugman) напоминает нам о более масштабной проблеме, заключающейся в том, что маленькие островные нации порой служат местом отмывания денег и открытия офшорных счетов, что само по себе является серьезной проблемой для глобального финансового регулирования. Он также дает ссылку на объемный доклад МВФ об экономике Кипра.

Тем не менее, это изобилие возможностей не нашло никакого отражения в глубоко пессимистичном новом выпуске ежегодного доклада State of the Media Report, опубликованного Исследовательским центром Пью (Pew Research Center). В этом обзоре нет ни одного упоминания о скорости, разнообразии и глубине информации в сети. Кроме того, там ничего не сказано о доступе аудитории к информации как о важном индикаторе здоровья журналистики. Вместо этого, авторы обзора жалуются на «продолжающуюся в 2012 году эрозию новостных ресурсов в сочетании с растущими возможностями влиятельных политиков, правительственных агентств, компаний и других напрямую общаться с публикой». Как сообщает исследовательский центр, увольнения сотрудников отделов новостей во многих газетах «сократило эту индустрию на 30% с момента пика ее развития в 2000 году, и впервые с 1978 года число профессиональных штатных журналистов упало ниже 40000 человек».

Однако эту точку зрения нельзя назвать верной. Это довольно ограниченный взгляд, в рамках которого интересы потребителей подменяются интересами производителей, результаты – затратами, и упускается из виду самый главный двигатель человеческого благосостояния - продуктивность. Подобно тому, как  сравнительно небольшое число фермеров обеспечивает всех нас изобилием сельскохозяйственных товаров, которое было недоступным для наших предков, современные читатели имеют доступ к гораздо большим объемам высококачественной информации, чем они могут прочитать.

Спросите себя: в настоящий момент у нас с вами есть доступ к большему или меньшему объему качественных материалов для чтения, чем 13 лет назад? Ответ: разумеется, к большему. Действительно, эксперты центра справедливо отмечают, что заработать много денег на продаже рекламы в сети трудно. Это трудно сделать, главным образом потому, что интернет – это золотое дно для читателей: там присутствует серьезная конкуренция и есть масса информации для чтения. Традиционная газета прошлого, как правило, была вынуждена конкурировать с единственным соперником, действующим на другом конце города. Time конкурировала с Newsweek. Сейчас издание Time не конкурирует с Newsweek: ему приходится конкурировать со всеми англоязычными сайтами планеты. Это сложно, однако это ведет к невероятному росту продуктивности, который трансформирует индустрию новостей.

Новейшие достижения в области распространения новостей не могут не поражать. Вам больше не нужно ходить в специальный магазин, чтобы купить там газету, издаваемую в другом городе, или иностранные журналы. Просто откройте окно браузера. Вы можете просматривать новостные сайты Израиля в тот момент, когда в этой стране формируется новое правительство или когда с визитом туда приехал американский президент, а в остальное время просто игнорировать их. Интернет также позволяет сохранять гигантские архивы журналистских работ. Эссе Андерсона о Кипре, написанное им 5 лет назад,  даже сегодня может кого-то заинтересовать. Вспомнив, что Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens) написал книгу об этом острове, вчера вечером я просмотрел одну из его старых колонок.

И, разумеется, цифровые технологии существенно упрощают процесс производства новостей. Графики и таблицы можно построить и опубликовать за считаные минуты. Вы всегда легко и быстро можете найти данные государственного сектора, научные труды и доклады исследовательских центров, вместо того чтобы собирать пыль на библиотечных полках. Электронная почта, система мгновенных сообщений, мобильные телефоны помогают нам связываться с источниками и взаимодействовать с редакторами. Более того, на вебсайтах всегда достаточно места для информации в любом объеме. Мы стараемся не публиковать плохие статьи, но теперь мы имеем возможность не отказываться от хороших статей только лишь потому, что они не вписываются в страницу. Нам больше не приходится выбрасывать из текста слова, чтобы вместить статью в отведенное ей место.

Другими словами, любой современный журналист может написать гораздо больше, чем могли наши предшественники в 1978 году. И аудитория имеет возможность прочитать все, что мы пишем – не только то, что мы написали сегодня, но и то, что мы опубликовали вчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце, в прошлом году и так далее. Если говорить о кризисе, который переживает журналистика сегодня, то это кризис производительности.

Для людей, которые пытаются заработать на жизнь журналистикой, нынешние проблемы более чем реальны. Однако с общественной точки зрения, эти проблемы по сути превращаются в преимущества. Настоящие проблемы Америки сосредоточены в таких сферах как здравоохранение и высшее образование, которые еще не были затронуты технологиями, повышающими производительность. Эксперты центра Пью отмечают, что 30% респондентов «перестают читать то или иное издание, потому что в нем больше нельзя найти тех новостей и информации, к которым они привыкли». Другими словами, в условиях конкурентного рынка, производители контента, которые не отвечают требованиям своих читателей, теряют свою долю рынка в пользу тех, кому это удается. Больницам и колледжам среднего и низкого качества не приходится беспокоиться в связи с тем, что они могут оказаться вне игры из-за сильных конкурентов или новичков в этих сферах. Спираль роста цен на их услуги оказалась тяжелым бременем для экономического роста США, кошельков представителей среднего класса и в целом для процветания. К сожалению, новости никогда не были достаточно  значительной составляющей потребительской корзины граждан, чтобы каким-то образом повлиять на общую экономическую картину. Однако не стоит заблуждаться: несмотря на финансовые трудности и сокращения штатов, американский потребитель новостей еще никогда не имел доступа к информации такого высокого качества.

Мэтью Иглесиас (Matthew Yglesias)

 

Источник: inoСМИ.ru