В выставке не приняли участие издательские дома первого ряда: «ЭКСМО», «ОЛМА», «АСТ». Зато в отсутствии лидеров данная выставка дала возможность показать себя небольшим издательствам, не имеющим своей собственной развитой дистрибуторской сети.
Любопытно, что издательства-лидеры сегмента детской литературы и постоянные участники книжных выставок, такие как «Росмэн», «Эгмонт», «Лабиринт», «Азбукварик», приняли участие в выставке «Детство/Toys & Kids Russia 2013», проходившей одновременно с книжной выставкой. Приоритет участия в выставке товаров для детей показывает вектор интересов детских издательств к каналам сбыта.
Если подводить итоги 2012 года, то основными тенденциями книжного рынка остались, как и в 2011 году, следующие: падение тиражей выпуска, падение количества наименований, сокращение каналов сбыта.
Тенденция падения тиражей и количества наименований вполне объяснима. В нынешних условиях издатели стали более осторожно подходить к выпуску тиражей и формированию ассортиментного портфеля. С одной стороны, они стали более реально оценивать свои возможности по продажам, предпочитая не класть товар на склад. С другой — издатели пытаются компенсировать снижение продаж путем поднятия цен на свою продукцию, что в условиях снижения покупательской способности автоматически приводит к сокращению продаж.
Закрытие книжных магазинов также отрицательно сказывается на продажах книжной продукции, так как перераспределения покупателей по другим магазинам не происходит.
В целом, книжный бизнес в России отстает в своем развитии от американского на 4-5 лет. Российский издательский рынок весьма консервативен, он слабо реагирует на внешнюю среду, а, следовательно, абсолютно не отличается гибкостью.
Недостаточная поддержка книжной отрасли со стороны государства так же усугубляет ситуацию. Например, в ряде европейских стран книжные магазины поддерживаются местными органами власти. У нас же государственная поддержка вроде бы и есть, но только на бумаге.
Сегодняшняя ситуация развития нашего общества, интересующегося материальными ценностями, проводящего время за просмотром развлекательных программ и сериалов, чем-то напоминает сюжет книги Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где описано общество, в котором развито потребительское мышление, люди подсажены на телевизионную иглу потребления развлечений, а книги находятся под запретом. Правда, до этого состояния мы еще не дошли, что внушает оптимизм.
Итак, тенденции…
1. Книжный рынок в России будет «проседать» и дальше за счет сокращения художественной литературы, особенно за счет жанров, относимых к fiction (детективы, сентиментальная литература, фантастика), так называемое «чтиво», которое легко заменить видео- и аудио-продуктами.
2. Электронные версии книг получат более активное распространение. Вырастет цифровая дистрибуция. Между прочим, книги Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков…» реализованы «ЛитРес» в 2012 году в количестве 10 000 копий. Цифра, конечно, несопоставимая по объемам продаж печатных тиражей, но тенденция налицо. Так как мы отстаем от европейского и американского рынка, можно предположить, что в России данный сегмент будет расти еще года два-три.
3. Бумажная книга переместится в премиальный сегмент, так как цены на нее в России уже приближаются к европейскому уровню. Значит, доступ к книге будет ограничен ценой, что, однозначно, не будет способствовать увеличению продаж при снижении покупательской способности населения.
4. Художественная литература, в соответствии с мировой тенденцией, будет уходить в дешевый электронный сегмент. Специализированная, научная, справочная, учебная литература также перейдут в электронный формат, однако, представлены они будут в виде профессиональных онлайн-баз (библиотек). Подобный проект в России, например, уже частично реализуется издательской группой «ГЭОТАР-Медиа» в части медицинской литературы.
5. Детская и подарочная литература останутся более-менее устойчивыми к падению.
6. В соответствии с мировой тенденцией на отечественном книжном рынке следует ожидать консолидации издательских бизнесов — покупок и поглощений. Так как именно торговля сейчас задает правила игры для издателя, то, только объединив усилия, издательства смогут влиять на продавцов и иметь сбалансированный ассортиментный портфель, что сделает их более конкурентоспособными на рынке.
7. В ближайшем будущем следует ожидать увеличения количества электронных библиотек, пользоваться которыми можно будет, оплатив абонемент. Такие услуги уже сейчас, например, предлагает сервис Bookmate, где за определенную плату можно получить доступ ко всей библиотеке сервиса. Или, например, портал Nachalka.info, на котором за абонентскую плату родители и учителя могут пользоваться учебными материалами, выпущенными мультимедийной компанией «Кирилл и Мефодий». Со временем книжные издательства, имея свою цифровую базу изданий, а значит контент, смогут создавать аналогичные проекты.
Светлана Моисеева, руководитель проекта «Книжная продукция» НПДП «Логос»
Источник: PlanetaSMI.RU