Дмитрий Мартынов, президент Ассоциации распространителей печатной продукции: «Объекты прессы должны находиться в шаговой доступности»

Московский рынок распространения периодической печати давно нуждался в описании и систематизации. В 2012 году впервые он был описан и получил паспорт  и Программу развития. Документ готовился по заданию Департамента средств массовой информации и рекламы Правительства г. Москвы и был представлен на  столичном медиа-форуме. О современном состоянии и тенденциях московского рынка распространения периодической печати рассказывает Дмитрий Мартынов, президент АРПП.

Объем московского рынка распространения (розничный сегмент и сегмент подписки) оценивается экспертами в розничных ценах в 15 млрд. руб., в тиражах – в 2,8 млрд. экземпляров газет и журналов.  Так, московский рынок составляет порядка 22-25% от российского рынка распространения прессы (источник: Доклад  «Мониторинг состояния рынка распространения периодической печати и логистических услуг в Москве. Концепция развития рынка распространения периодической печати в г. Москве и на присоединенных территориях»).

В течение последних пяти лет тиражи российских печатных СМИ в среднем падали до 7% в год. Они сокращаются практически по всем тематическим группам. Растущими сегментами в 2012 г. на рынке остались группы «Патворки» (+9%), «Кулинария» (+7%), «Дача, сад, огород» (+6%), «Гороскопы, астрология» (+6%).

Несмотря на сокращение тиражей и бурное развитие интернета, цифровым СМИ в ближайшее время не вытеснить бумажные, считают эксперты. Такой вариант возможен только в случае массового удешевления устройств для чтения до уровня в несколько долларов.

Основным каналом распространения печатных СМИ в московском регионе остается розница, на почтовую подписку приходится менее 1% проданных тиражей.  Проданные тиражи газет и журналов напрямую зависят от развитости системы розничного распространения, в первую очередь - от количества объектов прессы.

Реализацией печатных СМИ в Москве занимаются 5611 торговых розничных объектов. Среди них 2890 киосков/павильонов прессы, 140 магазинов прессы, более 256 модульных объектов  в подземных переходах и  на станциях метрополитена. Также пресса присутствует в супермаркетах, гипермаркетах, реже в магазинах у дома, в минимаркетах на АЗС - таких точек 987. Средняя площадь выкладки прессы в магазинах – 3 погонных метра.

Недостаток торговых объектов прессы в Москве частично восполняется лотками и «ручниками» в зоне метро (их чуть более 400), а также вендинговыми автоматами в метро (всего 225 точек продаж).

Вклад почтовых отделений Москвы в продажи прессы невысок, но для части москвичей они удобны, так как находятся в шаговой доступности. Всего в Москве 553 почтовых отделения.

Объекты розничного распространения делятся на 3 группы:

Категория А. Специализированные основные объекты. Это киоски,  павильоны,   минимаркеты и магазины прессы. Площадь объектов - 5-50 кв.м. Ассортимент - более 1000 наименований газет, журналов, книг и информносителей, но не менее 500 наименований печатных периодических изданий.

Категория В. Неспециализированные объекты. 

Продуктовый ритейл. Супермаркеты, гипермаркеты, магазины у дома, минимаркеты на АЗС.  Пресса занимает 1-7 погонных метров. Ассортимент – 100-500 наименований газет и журналов.

Непродуктовый ритейл. Книжные магазины, аптеки, салоны красоты  и другой непрофильный ритейл, отделения УФПС.  Пресса занимает 1-2 погонных метра. Ассортимент – 10-100 наименований газет и журналов.

Категория С. Специализированные вспомогательные объекты. Это лотки, ручники, вендинговые автоматы. Площадь – 1-3 кв.м. Ассортимент – 20-100 наименований газет и журналов. Объекты  могут  быть «мобильными».

Структура розничного рынка  распространения  печатных СМИ г.Москвы по торговым форматам (по количеству объектов)

                                                                             

Источник: данные мониторинга объектов периодической печати

Наиболее массовый формат розничного распространения периодической периодики. - торговые объекты категории А. Сокращение киосков, павильонов и магазинов прессы уже приводит к значимому падению тиражей общеполитических газет, журналов и других периодических изданий. Закрытие одного торгового объекта не приводит к распределению спроса между другими торговыми объектами. За прессой не едут до соседней точки, а просто не покупают совсем.  Что подтверждает один из важнейших принципов размещения объектов прессы: они должны находиться в шаговой доступности.

Уничтожение специализированных объектов распространения периодических СМИ происходит повсеместно. За последние 8 лет российский рынок потерял 26% специализированных объектов прессы: около 12 тыс. В среднем сносилось 1,5 тыс. киосков ежегодно.

Динамика количества киосков/павильонов прессы и тиражей периодических СМИ в России
в период с 2004 по 2012 гг. 

 

Источник: АРПП

В списках российских городов, где система распространения печатной продукции понесла потери:

­Москва с почти 12-миллионным постоянным населением.

­4 города-миллионика: Казань, Пермь, Челябинск, Самара.

­8 крупнейших городов России (численность населения 500-1000 тыс. чел.): Владивосток, Барнаул, Новокузнецк, Оренбург, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Ярославль.

­5 крупных городов России с численностью населения 250-500 тыс. чел.

Основные причины закрытия специализированных объектов прессы:

­Перемещение объектов прессы в связи со строительством дорог и новыми правилами размещения нестационарных объектов  на компенсационные места, где пассажиропоток в несколько раз ниже прежнего, что приводит к снижению оборота торговой точки и ее рентабельности.

­Убыточная экономика киосковых сетей, торгующих преимущественно периодической печатью.

­Нехватка киоскеров.

К другим тенденциям развития московского рынка распространения периодической печати можно отнести:

­Умеренный рост сегмента дистрибуции прессы через сети FMCG на 2-4%, в основном за счет открытия новых торговых объектов.

­Рост розничных цен во всех форматах торговли прессой, в связи с ростом затрат издателей на изготовление печатного продукта и сокращение доходов от рекламы.

­Сокращение количества проданных тиражей на один торговый объект прессы из-за уменьшения читательской аудитории большинства периодических изданий.

­Снижение рентабельности всех форматов распространения периодической печати.  В суммарных прямых затратах киоска ежегодно увеличивается составляющая фонда оплаты труда продавцов, затрат на аренду и коммунальные платежи, на логистику из-за роста цен на горюче-смазочные материалы. В  суммарных прямых затратах дистрибутора в супермаркеты  ежегодно увеличивается фонд оплаты труда и бонусы сетям.

Будущее системы распространения прессы в Москве видится в развитии всех форматов торговли с приоритетом киосков, павильонов прессы и мультимедийных торговых объектов, интегрирующих все носители информации, печатные и электронные, в одной точке для удобства покупателей.

 Описание мультимедийного объекта представлено в Концепции развития рынка распространения периодической печати в Москве и на присоединенных территориях до 2020 года, которая является неотъемлемой частью Доклада.

Впервые  рынок распространения периодической печати получил стратегические  ориентиры для развития в соответствии с перспективами демографического, экономического и социального развития Москвы. В Концепции предложены единые принципы размещения объектов на территории г. Москвы и присоединенных территориях. Расчет необходимого количества объектов в районе увязан не только с численностью постоянного населения района г. Москвы, но и с интенсивностью дневного пассажиропотока в районе. 

Доклад, по мнению АРПП, станет важнейшим документом для дискуссии о дальнейшем развитии рынка периодической печати в Москве. Он адресован, прежде всего, к медиасообществу Москвы, издателям и распространителям. Надеемся на конструктивное обсуждение доклада и считаем, что совместными усилиями можно будет повлиять на сложившуюся негативную ситуацию на рынке прессы, создать новые ориентиры, претворение в жизнь которых повлияет на качество жизни москвичей и на уровень демократии в России.

Журнал «Новости СМИ»,  №4(361), 2013 г.