Рынок бесплатных газет в разных странах мира — тенденции по итогам 2012 года

В целом в мире тиражи бесплатных газет сегодня сокращаются, рост отмечается только в Азии и Латинской Америке. В Европе их тираж в 2012 году сократился на 9% (до 15,8 млн экз.) по сравнению с предыдущим годом (до 17,4 млн). Количество стран, где выходят подобные проекты, пока осталось неизменным. Однако при этом количество наименований снизилось с 82 до 74.

 График 1. Бесплатные газеты в Европе, 1995-2012

 

 

Красный: страны

Зеленый: наименования

Пунктир: тираж, тыс. экз.

Источник: newspaperinnovation.com

Австрия

Лидер австрийского рынка газет — Kronen Zeitung. Начиная с 1995 года, издание потеряло четверть своего тиража, но по-прежнему остается крупнейшей газетой страны (800 тыс. экз., что почти 40% общего тиража австрийских газет).

График 2. Тиражи австрийских газет, 1995-2012, тыс. экз.

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Несмотря на столь существенное сокращение тиража лидера рынка, общий тираж газет Австрии в настоящее время на 26% выше, чем в 1995 году. Рост обеспечивают две бесплатные газеты: Heute и Österreich. Последняя имеет и платную версию.

График 3. Тиражи австрийских бесплатных газет, 2001-2012, тыс. экз.

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Дания

Тиражи бесплатной прессы в Дании сократились с 2 млн экз. в 2006 году до менее чем 200 тыс. в 2013-м.

Оказал ли этот вид прессы влияние на остальной — «платный» — рынок печатных СМИ? В некоторой степени да. Отчасти заменой традиционным газетам стала бесплатная Nyhedsavisen, имеющая большую редакцию и осуществляющая доставку тиражей на дом шесть дней в неделю.

Практику доставки на дом применяли и другие бесплатные газеты Дании, например 24timer и Dato .

В приведенном ниже графике сравниваются тиражи всех бесплатных газет с тиражами платных восьми изданий: качественных Jyllandsposten , Politiken и Berlingske Tidende ; таблоидов Ekstra Bladet и BT , а также местных газет Jydske Vestkysten , Fyens Stiftstidende и Nordjyske Stiftstidende .

График 4. Тиражи платных и бесплатных газет в Дании в 1999-2013, тыс, экз.

 

 

 

Красный: все бесплатные

Синий: платные (восемь основных изданий)

Источник: newspaperinnovation.com

На первый взгляд, влияние минимально, и даже в 2006-м и 2007 годах «платный тираж» не переживал сокрушительного падения.

Но со временем темпы сокращения «платного тиража» увеличились: в 2000-2007 годах они составляли в среднем 3% в год, а в 2008-2013 гг.— примерно 7% (данные на 2013 год являются оценочными). Возможно, частично за это сокращение ответственны и бесплатные газеты.

В 2006 году в Королевстве Дания насчитывалось не менее десяти бесплатных газет. Но спустя семь лет из них осталась только одна, та же, что появилась первой: MetroXpress. После закрытия Dato (2007 г.), Nyhedsavisen (2008 г.), Urban (2012 г.) теперь закрывается 24timer.

График 5. Динамика тиражей бесплатных газет в Дании, тыс. экз.

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

24timer была запущена в 2006 году JP/Politiken во время бума бесплатных газет на местном рынке. В 2008 году газета была продана Metro International в обмен на долю местного Metro . В 2008 году датская Metro (называемая MetroXpress) была продана швейцарскому издателю Tamedia (владелец очень успешной бесплатной ежедневки 20 Minuten в Швейцарии).

Последний выпуск 24timer выйдет 22 марта.

Израиль

Аудитория бесплатной ежедневной газеты Israel Today в 2012 году выросла: охват составил 39% населения против 38% в прошлом году. Аудитория другой издательской бесплатной газеты — Yediot Ahronot также увеличилась с 36% в 2011 году до 37% в 2012-м.

Аудитория еще одного издания Maar'iv, напротив, продолжила сокращаться (на 11% в 2012 году), а газета Haaretz последние три года удерживает тираж на одном уровне.

В Израиле выходит еще одно бесплатная ежедневка — Israel Post , однако данные по ее тиражам последние два года не публикуются.

График 6. Аудитория израильских ежедневных газет 2006-2012, %

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Испания

Еще в 2006 году тираж испанских бесплатных газет достигал 5 млн экз., что составляло более чем 50% от общего тиража ежедневных газет страны. В то время в Испании выходили в свет 36 газетных брендов в 110 различных версиях.

За последующие шесть лет общий тираж бесплатных газет Испании сильно сократился, и сегодня он не дотягивает и до миллиона (940 тыс. экз. — данные Introl); на рынке осталось только 13 брендов и менее чем 40 версий.

Три ( Metro , ADN, Que!) из четырех газет были закрыты; 20 Minutos (15 версий) выходит тиражом 670 тыс. экз. (а было свыше 1 млн в 2007 году).

Бесплатных спортивных газет El Crack10 и Penalty больше нет. В начале этого года закрылась газета Negocio. Однако еще выходят две финансовых газеты: Cinco Dias и El Economista. Правда, их тиражи не полностью распространяются на бесплатной основе.

График 7. Тиражи испанских бесплатных газет 2000-2012, тыс. экз.

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Италия

Все крупные итальянские газеты, и платные и бесплатные, по аудиторным (и соответственно тиражным) показателям в 2012 году, по сравнению с 2011-м, просели, о чем говорят данные последнего исследования компании Audipress.

Только спортивная газета Tuttosport показала рост в 3%. Две других спортивных газеты — La Gazzetta Dello Sport и Corriere Dello Sport-Stadio — потеряли по 3% читателей, правда, сохранив первое и четвертое места по охвату аудитории (4,1 и 1,8 млн читателей соответственно).

Платные газеты La Repubblica и Corriere della Sera (второе-третье место с 3 млн читателей) потеряли 15 и 14% аудитории, La Stampa (пятое место) — 28%.

Бесплатная газета Leggo (седьмое место, 1,3 млн читателей) потеряла 30% после сокращения тиража. Metro же в настоящее время занимает шестое место с 1,4 млн читателей. Бесплатная ежедневка Dnews потеряла треть аудитории.

График 8. Аудитория итальянских газет, 2003-2012, тыс. чел.

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Польша

За последние четыре года теряли читателей все польские газеты. Gazeta Wyborcza (Agora) по-прежнему лидирует, ее охват достигает 11,3% населения (хотя в 2009 году этот показатель составлял 14,1%).

Этому изданию конкуренцию составляет Fakt — таблоид от ИД Axel Springer (11,3% в 2012 году против 14,3% в 2009-м).

Бесплатная ежедневка Metro (также Agora) — третья (5,2%), она несколько опережает таблоид Super Express (4,8%).

График 9. Аудитория польских газет 2009-2012, %

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Франция

Во Франции бесплатные газеты появились десять лет назад. За это время их общий тираж увеличился до более чем 2,6 млн (данные за 2012 год). Спад тиражей, по данным OJD, наблюдался лишь дважды — в прошлом году (-3% по отношению к 2011 году) и в 2009-м (-9% после закрытия DirectSoir).

Сегодня в сегменте бесплатной ежедневной прессы Франции за внимание читателей и деньги рекламодателей борются три издания: 20 Minutes в настоящее время является крупнейшей газетой в стране, вторая — DirectMatin-PlusMetro — четвертая после Ouest France.

Тиражи платных газет от распространения бесплатных почти не пострадали. С 2002 года их сокращение составило 11% — то есть чуть более процента в год. Le Monde потеряла 22%, La Voix du Nord — 19%, L'Equipe — 14%, Sud Ouest — 13% и Le Dauphiné Libéré — 12%. Другие издания потеряли менее 10%.

Совокупный тираж платных газет во Франции высчитывается как «общий тираж», включая бесплатное распространение, но большинство изданий бесплатно реализуют очень небольшой процент тиража. Le Figaro «раздает» 12%, остальные — от 1 до 4%.

График 10. Тиражи французских газет, 1995-2012, тыс. экз.

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

В 2011 году по отношению к 2010-му тираж французских бесплатных газет вырос на 25%. Последующее в 2012 году падение обусловлено сокращением тиража Direct Matin-Plus (-10%); тираж Metro и 20 Minutes остался прежним.

График 11. Тиражи французских бесплатных газет, 2002-2012, тыс. экз.

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Латинская Америка

С 1999 года бесплатные ежедневные газеты были запущены в 11 странах Латинской Америки. В 2001-2004 годах отмечался небольшой спад тиража, но с тех пор наблюдается постоянный рост.

Лидерами являются Бразилия (совокупный ежедневный тираж бесплатных газет — более 1 млн экз.) и Мексика (780 тыс. экз.).

График 12. Бесплатные ежедневные газеты Латинской Америки, 1999-2011, тыс. экз.

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Metro в Латинской Америке — сильный бренд, она выходит (часто как местная франшиза) в Бразилии, Мексике, Гватемале, Колумбии, Чили, Перу и Эквадоре.

В целом бесплатные издания занимают существенную долю рынка.

График 13. Платные и бесплатные газеты в странах Латинской Америки

 

 

 

Источник: newspaperinnovation.com

Татьяна Иванова

 

Источник: PlanetaSMI.RU