Когда в Британии были обнародованы планы по ужесточению контроля над СМИ, французы назвали это «печальным днем», канадцы – «безобразием», а австралийцы посчитали это «пугающим» решением. Даже россияне оказались шокированными этими новостями, и британцы были окончательно унижены, когда московские газеты и такие авторитарные режимы, как Украина, обвинили Соединенное Королевство в цензуре.
Между тем, немцы высмеяли нас, назвав страной, которая изобрела свободу прессы только для того, чтобы выбросить ее.
Самая серьезная критика нового закона о СМИ - принятого поздно вечером политиками и активистами, выступающими за защиту граждан от вторжения в их частную жизнь – поступила из США, где свобода самовыражения закреплена в конституции.
Пользующееся всемирным авторитетом издание New York Times вынесло убийственный вердикт, опровергнув заявления Дэвида Кэмерона (David Cameron) о том, что новая система будет свободна от вмешательства со стороны правительства.
Журналисты New York Times сочли заявления премьер-министра «бессодержательными» и подвергли критике новый план, поскольку он может стать серьезной угрозой для свободы слова.
В Британии ответная реакция оказалась не менее резкой: предложение об ужесточении контроля над СМИ осудили такие журналы, как The New Statesman, The Spectator и Private Eye. Журналисты изданияThe New Statesman заявили, что они не станут подчиняться системе, «созданной, чтобы соблюдать интересы политиков».
Соглашение о создании Королевской хартии, содержащей правила, которые должны регулировать действия СМИ, было принято лидерами трех партий и представителями инициативной группы Hacked Off в 2 часа ночи в понедельник.
США
В своей редакторской статье New York Times предупреждает, что «неуклюжие правила» «заморозят свободу слова и станут угрозой для мелких издателей и интернет-сайтов».
В статье говорится следующее: «Премьер-министр Дэвид Кэмерон утверждает, что новый план сохранит прессе свободу, потому что он будет внедрен посредством Королевской хартии, которая в техническом смысле не является законом, потому что формально она принимается королевой, а не парламентом. Однако такое разделение, по сути, бессодержательно».
«В реальности это предложение поможет создать эффективную систему правительственного контроля над живой британской прессой – такого в Британии не было с 1695 года, когда отменили государственное лицензирование газет.
Новые правила контроля за деятельностью СМИ, предложенные британскими политиками, принесут больше вреда, чем пользы, поскольку свободная от оков пресса необходима для существования демократии. Стоит помнить о том, что именно журналисты таких изданий, как The Guardian и The Times, а вовсе не полиция, заговорили о размахе посягательств британских таблоидов на частную жизнь.
Это будет огромной ошибкой, если нормы, принятые в ответ на этот скандал, приведут к подавлению той энергичной расследовательской журналистики, которая первой привлекла внимание общественности к этой проблеме».
В этой статье также говорится, что правонарушения, подобные прослушиванию телефонов, «должны преследоваться в соответствии с уже существующими британскими законами, которые содержат в себе правовую базу для ареста и суда над репортерами, виновными в клевете и посягательстве на частную жизнь».
Мэтт Сторин (Matt Storin), бывший редактор Boston Globe, Chicago Sun-Times и ответственный редактор New York Daily News, написал в своем блоге: «Полагаю, я могу высказаться от лица всех американских журналистов и заявить, что новый британский закон о СМИ не только страшный, но и совершенно немыслимый в американском контексте».
РОССИЯ
Прокремлевская «Российская газета», деятельность которой контролирует правительство Владимира Путина, опубликовала фотографию Дэвида Кэмерона, читающего газету в поезде лондонского метрополитена, озаглавив свою статью «Цензура, сэр!» В ней, репортеры газеты сообщают, что «для свободы слова в Британии настали черные дни».
Еще одно московское издание «Эксперт» в своей статье под названием «Министерство правды» предупреждает: «Судя по всему, Лондон скоро лишится одного из главных атрибутов демократии».
Информационное агентство «Курс» пишет, что Британия «вводит цензуру на своем рынке СМИ», а популярное ежедневное издание «Московский комсомолец» цитирует Черчилля: «Свободная пресса – самый опасный враг тирании».
Выдающаяся российская журналистка Юлия Латынина предупредила о том, что Британия показывает опасный пример диктаторам по всему миру. Она заметила: «Как только будет сформирован этот орган контроля, не сомневаюсь, Путин скажет: «Все, следуйте примеру Британии! Отличная работа».
Упоминая о главном подозреваемом в деле об отравлении диссидента Александра Литвиненко, она добавила: «Скоро мы, возможно, увидим, как Андрей Луговой потребует миллионы в качестве компенсации за то, что британские газеты о нем писали – может быть, он станет первым клиентом вашего нового регулирующего органа».
ЗИМБАБВЕ
Один из руководителей газет Зимбабве отметил, что новые британские принципы регулирования работы СМИ могут вдохновить диктаторов, таких, как Роберт Мугабе (Robert Mugabe). Такура Зангаза (Takura Zhangazha) из Совета добровольцев по вопросам СМИ сказал: «Правовое регулирование прессы противоречит свободе самовыражения. У нас было правовое регулирование СМИ, и это привело к закрытию газет, арестам журналистов и культуре безнаказанности государства, притесняющего прессу».
УКРАИНА
Газета «Дело» написала просто: «Великобритания готовится ввести цензуру».
БАХРЕЙН
Газета The Gulf Daily News в Бахрейне, где продемократические протесты были жестоко подавлены в период арабской весны, написала, что у Великобритании нет никаких причин принимать подобные законы о контроле над СМИ.
Ее авторы пишут следующее: «Ни британские политики, ни кто-либо еще не смогут решить [проблему], создав некий бюрократический орган контроля, который будет следить за действиями журналистов. У нас уже есть самая совершенная регулирующая сила из всех, существующих сейчас на планете. И мы называем ее читателями».
ЮЖНАЯ АФРИКА
Ник Дауэс (Nic Dawes), главный редактор южноафриканского издания Mail and Guardian, написал: «Соединенное Королевство является не только ведущей демократией, но и местом рождения свободной прессы. Если оно выберет режим правового регулирования - на словах или действиях – оно подаст опасный и чрезвычайно резонансный пример».
«Те люди, которые хотят сохранить и расширить свое влияние, будь то в государственном учреждении или в частной жизни, увидят в примере Британии очень удобный прецедент. Пожалуйста, не давайте им его».
ИРАН
Государственный телеканал HispanTV, принадлежащий IRIB, объявил, что «свобода прессы в Соединенном Королевстве находится под угрозой», добавив следующее: «Новые меры по ужесточению контроля над СМИ, принятые британским правительством, ставят под угрозу свободу самовыражения и демократию в этой европейской стране».
КАНАДА
The Toronto Star назвала новый закон «безобразием», заявив следующее: «Жертвы прослушки телефонов, которые, ко всеобщему удивлению, помогли создать этот регулирующий орган – подобно жертвам преступлений, помогающим судьям выбирать меру наказания для преступников – отрицают, что журналисты окажутся связанными несправедливыми ограничениями. Журнализм таблоидов – это безобразие, в основном благодаря Руперту Мердоку (Rupert Murdoch). Но таким же безобразием являются и новые принципы его регулирования».
АВСТРАЛИЯ
Авторы национальной газеты The Australian написали следующее: «В Британии в результате сделки, заключенной за закрытыми дверями, появилась пугающая система государственного контроля над СМИ. Королевская хартия создает орган контроля над прессой, наделенный властью мучить непослушных журналистов и редакторов».
ГЕРМАНИЯ
Влиятельная газета Die Welt написала, что это стало «черным днем» британской прессы.
The Frankfurter Rundschau высмеяло Британию в статье с заголовком «Наследие Черчилля». В ней говорится следующее: «Великобритания была первой страной, которая ввела свободу прессы. Это достижение, которое стоило прессе огромных усилий, теперь поставлено под угрозу в связи с принятием новых принципов регулирования СМИ».
ФРАНЦИЯ
Журналисты самой известной во Франции газеты Le Mond считают, что новый регулирующий орган «вряд ли будет уважать основополагающие свободы». Авторы Le Figaro обвинили Дэвида Кэмерона в участии «в очень опасной игре», а газета l’Express написала, что это стало «печальным событием в истории свободы прессы в Соединенном Королевстве».
ИСПАНИЯ
Издание El Pais назвало новые принципы регулирования СМИ «опасным экспериментом» с «непредсказуемыми последствиями». Его авторы также подчеркнули иронию принятия подобного решения в стране, в которой зародилась свобода Прессы: «Положить конец определенного рода прессе – это неплохо, однако опасность заключается в том, что это может разрушить свободу прессы, которая возникла 300 лет назад в одной из старейших демократий мира».
Источник: inoСМИ.ru