Из-за убытков «Комсомольская правда» сократит число ежедневных выпусков в регионах и на треть снизит фонд оплаты труда местных редакций, следует из письма гендиректора одноименного издательского дома Владимира Сунгоркина директорам филиалов этой компании. Письмо на днях опубликовано на сайте газеты «Ярославские страницы», Сунгоркин подтвердил его подлинность.
Сейчас издательский дом теряет на ежедневных выпусках в регионах 250 млн руб. в год, еще столько же — на своей радиостанции и телеканале. Закрывать радио и телеканал Сунгоркин считает неправильным: это «перспективное направление», которое через пять лет должно давать «устойчивую прибыль». Сократить убытки газеты в регионах он рассчитывает за счет отмены выпусков по понедельникам, четвергам и субботам — это должно дать экономию в 25 млн руб. Ежегодно — и сокращения редакции на треть (еще 50 млн руб.). В оставшихся выпусках будет больше страниц, больше журналистских текстов, поэтому рекламу в них можно будет продавать дороже, рассчитывает гендиректор издательского дома. В части регионов (например, в Омске и Ярославле) газета вообще откажется от розничных продаж и перейдет на бесплатное распространение, логистика которого гораздо дешевле.
В целом «Комсомольская правда» — рентабельный бизнес, уверяет Сунгоркин: в прошлом году чистая прибыль издательского дома составила 70 млн руб. при выручке в 7-8 млрд руб. Прибыль невелика из-за того, что компания много инвестирует в новые направления развития, прежде всего в радио и ТВ, говорит он. Ежедневная газета принесла первые убытки, по словам Сунгоркина, после кризиса 2008 г., тогда это были «терпимые цифры», но в прошлом году убытки выросли больше чем в 2 раза.
Сунгоркин объясняет финансовую ситуацию прежде всего сокращением розничной сети по продаже прессы и все большим влиянием чиновников на местные СМИ.
Из-за давления чиновников в регионах закрываются ларьки с прессой, указывает он: в прошлом году общее число точек продаж газет и журналов сократилось в стране на 10% и в этом году уменьшится еще примерно на столько же. Страдают от этого в первую очередь частные издатели, настаивает он. По наблюдениям президента издательского дома Hearst Shkulev Media Виктора Шкулева, сокращение розничных сетей в регионах даже выше 10%. Чтобы компенсировать сокращение точек продаж, его компания более плотно занимается распространением: например, напрямую договаривается о поставках в розничные сети.
Несмотря на то что Дмитрий Медведев на посту президента страны призывал местные власти избавляться от государственных медиа, чиновники «как помешавшиеся создают все больше газет» и увеличивают бюджетную поддержку собственных СМИ, говорит Сунгоркин. Такие СМИ не только конкурируют с частными издателями за читателя, но и лишают их доступа к бюджетным средствам. Прежде «Комсомольская правда» довольно часто выигрывала тендеры региональных властей на информационное обеспечение работы чиновников, говорит Сунгоркин, теперь таких тендеров все меньше, деньги идут напрямую в государственные СМИ.
«В прошлом году мы пытались подсчитать сумму, которую региональные власти тратят на поддержку СМИ, у нас получилось около 90 млрд руб., — рассказал руководитель медиалаборатории “РИА Новости” Василий Гатов, — но в 2011 г. эта сумма была больше». С другой стороны, рассуждает он, в нескольких регионах выросло число массовых бесплатных газет, поддерживаемых властями.
Прозрачной статистики по объему господдержки СМИ в регионах нет, указывает исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей Анна Кошман, поэтому судить, выросла она или уменьшилась, сложно: субсидии, например, могут быть не прямыми, а предоставляться в виде бесплатной аренды помещений или скидок на типографию. С другой стороны, альянс замечает «все большее давление властей на рекламодателей, чтобы они не размещались в тех или иных независимых СМИ», говорит она.
Проблемы в регионах в первую очередь коснулись массовых ежедневных газет, замечает Сунгоркин, у еженедельников более высокая рентабельность и больший запас прочности. А помимо «Комсомольской правды» массовых ежедневных частных газет федерального уровня в стране почти не осталось, напоминает он. По словам Гатова, рентабельность массового еженедельника в стабильной экономической ситуации составляет 25-27%, а для ежедневки рентабельность выше 10% уже является очень хорошим показателем.
Уменьшается и аудитория газет, прежде всего ежедневных, указывает еще на одну проблему Шкулев: старые читатели вымирают, молодое поколение не приходит, а читатели среднего возраста переходят на другие форматы, чаще покупают журналы, смотрят телевизор, осваивают интернет.
«Аргументам и фактам» розничные продажи и подписка продолжают приносить больше половины выручки, говорит гендиректор этого издательского дома Денис Воронков, в прошлом году из-за проблем с рынком распространения продажи газеты снизились примерно на 4%. Тем не менее выручка ИД выросла за счет запуска новых проектов, спецвыпусков газеты и сайта. В прошлом году издатель провел рекламную кампанию на телевидении в нескольких регионах — она дала эффект, рассказывает Воронков, и теперь будет расширена. В том числе и поэтому «АиФ» в этом году рассчитывает сохранить розничные продажи на прежнем уровне.
У «Комсомольской правды» довольно специфическая ситуация, говорит один из издателей: это массовая ежедневная газета, а сейчас выпускать миллионными тиражами ежедневную газету экономически невыгодно, Сунгоркин выживал прежде всего за счет бюджетной поддержки региональных властей, которой теперь лишился. Кроме того, у газеты большие затраты на редакцию, у журналистов более высокие, чем в среднем на рынке, зарплаты, добавляет он.
Ксения Болецкая
Источник: Ведомости