Структуры Михаила Прохорова могут получить долю в бизнесе Axel Springer Russia — российского издателя журнала Forbes. Переговоры о покупке пакета акций или обмене на долю в холдинге РБК ведет глава РБК Дерк Сауэр, говорят участники медиарынка.

Сделка может не состояться, предупреждают источники: проблемой для вхождения структур Прохорова в капитал Axel Springer Russia может стать декларируемая независимость журнала Forbes от олигархических структур.

Германский холдинг Axel Springer ведет переговоры о продаже доли в российском подразделении — Axel Springer Russia, рассказали «Газете.Ru» три медиаменеджера, два инвестора, работающих с медийными активами, и источник, близкий к московскому офису издательского концерна. По данным трех источников, переговоры с менеджментом берлинской штаб-квартиры Axel Springer и нью-йоркскими издателями журнала (ASR издает Forbes в России по лицензии) ведет Дерк Сауэр, который осенью возглавил холдинг РБК предпринимателя Михаила Прохорова. Это подтверждает знакомый с Сауэром медиаменеджер – он уточняет, что консультации проводятся в интересах структур Прохорова, «но возможен маневр».

В рамках обсуждаемого сценария сделки Axel Springer может продать от 25 до 49% акций российского подразделения с опционом на 100%, говорит один из источников. Второй вариант предполагает обмен активами между Axel Springer и медиахолдингом РБК: германская компания передает долю в российском бизнесе РБК в обмен на акции подконтрольного Прохорову холдинга, говорит инвестор, работающий с медиа.

Тема возможного привлечения инвестора в российский бизнес поднималась 16 марта на совете директоров Axel Springer, рассказал источник на рынке, знакомый с ситуацией. Другой источник, знакомый с планами холдинга, говорит, что Axel Springer давно искала партнеров в России для развития бизнеса, но о готовящейся сделке ему не известно.

«По состоянию на пятницу такой сделки не было, как и готовности на обмен активами», — говорит участник медийного рынка, ссылаясь на «вопросы к экономике проекта».

Генеральный директор Axel Springer Russia Регина фон Флеминг опровергла информацию о возможном привлечении партнера: «Это неправда». «Мы не комментируем рыночные слухи и спекуляции», — заявили в германском офисе Axel Springer. Сауэр и гендиректор РБК Сергей Лаврухин отказались от комментариев. Также поступили в фонде ОНЭКСИМ, который управляет активами Прохорова, и нью-йоркской Forbes Inc.

Медиахолдинг Axel Springer был основан в 1946 году. В его портфеле более 150 газет и журналов, которые издаются в 27 странах мира; более 120 из них – за пределами Германии. Выручка Axel Springer за 2012 год выросла на 3,9% до 3,31 млрд евро, показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации) по итогам года составил 628 млн евро, скорректированная чистая прибыль – 347,9 млн евро.

Российское подразделение Axel Springer было зарегистрировано в 2003 году, сейчас издательский дом выпускает российскую версию Forbes, а также журналы OK!, «Gala Биография», GEO, GEO Traveller и «GEOлёнок». Ранее Axel Springer издавал российскую версию Newsweek, но в 2010 году издание закрылось. Среднее число читателей Forbes в период с мая по октябрь 2012 года (данные TNS Russia) превышало 1 млн, журнала GEO – 1,14 млн, журнала «Gala Биография» — 909,4 тысяч человек, еженедельного журнал OK! – 575 тыс.

В марте 2013 года Axel Springer продала российский Computer Bild. Покупателем выступило региональное подразделение Burda.

Рекламная выручка российского подразделения Axel Springer в 2012 году росла быстрее, чем во многих других странах, в которых присутствует холдинг. В журнальном сегменте — на 2,5% (самый большой рост зафиксирован в Венгрии – 29,1%, а максимальное сокращение — в Испании и Польше, где выручка сократилась на 16,5%). В сегменте онлайн выручка российского подразделения холдинга выросла на 40%. В Сербии показатель достиг 43%, самый низкий рост выручки был зафиксирован в Испании – 1%.

По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» в 2011 году составила около 1,2 млрд руб. В 2012 году, даже с учетом неблагоприятной конъюнктуры рекламного рынка в сегменте печатных СМИ, доходы от продаж могли вырасти на 10–15%, подсчитал Максим Клягин из «Финама».

В «сотни милионов долларов» стоимость российского бизнеса Axel Springer оценивает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов. «В объединении активов есть смысл: вместе Axel Springer Russia и РБК смогут создать компанию, которая сможет противостоять «Ведомостям», кроме того, РБК получит дополнительное влияние на элиты, которого сейчас недостаточно».

Проблемой для вхождения структур Прохорова в капитал Axel Springer Russia может стать декларируемая независимость журнала Forbes от олигархических структур, говорит источник, знакомый с ходом консультаций: «Германский медиахолдинг издает журнал Forbes в России по лицензии. В вопросе партнерства важна позиция семьи Форбс и штаб-квартиры в Нью-Йорке».

«Axel Springer может ощущать, что рынок российской печати растет плохо – рекламные доходы снижаются, в том числе в связи с запретом рекламы некоторых категорий товаров. Журналы практически не демонстрируют рост, драйвером роста бизнеса компании в России является в основном онлайн», — объясняет аналитик Raiffeisenbank Сергей Либин. Ранее Регина фон Флеминг заявляла, что запрет рекламы алкоголя в СМИ (поправки в федеральный закон о рекламе вступили в силу в январе) может привести к недополучению выручки Axel Springer Russia в 2013 году на 15%.

То, что основатель деловой газеты «Ведомости» Дерк Сауер пришел в РБК как куратор экспансии, в российском холдинге не скрывали. «В должности президента Дерк Сауер будет отвечать за стратегическое развитие компании, определение приоритетов в части приобретения новых активов и развитие отношений с крупнейшими международными партнерами компании», — объясняли в РБК назначение Сауера в прошлом году.

«Но покупка доли в Axel Springer для РБК нецелесообразна с учетом их долговой нагрузки, — считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова. — Пока РБК не генерирует достаточных денежных потоков для финансирования подобной сделки, так как примерно половина EBITDA уходит на обслуживание долга, а долговая нагрузка составляет $208 млн». По неофициальной информации, медиахолдинг Прохорова рассматривает возможность допэмиссии для снижения долговой нагрузки.

Петр Канаев, Екатерина Брызгалова, Анастасия Матвеева

Источник: Газета.ru