Валовой оборот интернет-холдинга Ozon (включает выручку с НДС и полную стоимость товаров и услуг, продаваемых за комиссию) в 2012 г. увеличился на 73% до 15,27 млрд руб., говорится в материалах компании. Чистая выручка (без НДС, включает лишь комиссию от продаж товаров, авиабилетов, гостиниц и страховок) холдинга увеличилась на 63% и составила 7,77 млрд руб., сообщает Ozon.
Таких темпов роста компания не показывала давно. В 2011 г. оборот холдинга (чистой выручки до этого года компания не раскрывала) составил 8,87 млрд руб., за вычетом оборота сервиса Ozon.travel — 5,7 млрд руб. — на 37% больше, чем в 2010 г. В 2010 г. оборот холдинга вырос на 34% и составил 4,15 млрд руб., в 2009 г. — на 21% и 3,1 млрд руб., в 2008 г. — на 55%. Быстрее компания увеличивала продажи только до кризиса — в 2007 г., например, ей удалось нарастить оборот на 93% до $66,1 млн.
В 2012 г., по предварительным оценкам Data Insight, оборот российских интернет-ритейлеров вырос на 25-30%, в то время как в целом оборот розничной торговли в прошлом году, по данным Росстата, прибавил 5,9%. Объем российского рынка электронной коммерции в 2011 г. Data Insight оценивала в 310 млрд руб. Тогда, по данным исследовательской компании, 45% рынка пришлось на Московский регион, на Петербургский — 11%, на Свердловскую область — 4%.
В таком росте нет ничего экстраординарного, говорит гендиректор холдинга Ozon Маэль Гавэ и объясняет: холдинг всего лишь продолжил развиваться по всем направлениям. «Наша клиентская база продолжает расти, расширяется ассортимент. Ozon.travel начал продавать новые услуги, как, например, трансфер до аэропорта», — рассказывает она. Сейчас магазин Ozon.ru продает 2,2 млн наименований товаров, 36% продаж приходится на медийную продукцию (книги и диски). Продажи в российских регионах (55% выручки компании приносят покупатели не из Москвы и Петербурга) ритейлер увеличил благодаря расширению сети пунктов доставки. «Есть прямая корреляция между присутствием наших пунктов выдачи заказов и количеством заказов из этого населенного пункта», — продолжает она. Кроме того, в начале прошлого года холдинг приобрел обувной интернет-магазин •Sapato.ru. Сколько он прибавил к выручке холдинга — Гавэ не говорит.
Объем продаж непродовольственных потребительских товаров в России в 2012 г. увеличился примерно на 13,8%, а торговля этими товарами через интернет, по предварительным оценкам центра исследований Enter, — на 25-35%, говорит представитель Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Олеся Бессонова. Крупнейшие игроки этого рынка (топ-25) в 2012 г. показали рост оборота на 55-60%, добавляет она.
Покупка Sapato позволила Ozon показать такую динамику, но основной бизнес, как и в прежние годы, рос на уровне рынка, говорит партнер Data Insight Федор Вирин. «Без приобретения новых магазинов и развития новых направлений у Ozon нет точек для мощного роста — продажи книг и дисков в целом, в офлайн-рознице, падают, продажи электронных мультимедиа не компенсируют это снижение», — объясняет он. Сейчас Ozon растет в основном за счет категории «тревел», соглашается Румянцев.
«Ozon все сложнее удерживать лидерство, но он по-прежнему хорошо воспринимается потребителями, как один из самых старых и надежных игроков», — говорит Сергей Румянцев, генеральный директор Enter, президент АКИТ.
«Лидерам [онлайн-коммерции] нужно выходить на новый уровень и конкурировать со всем ритейлом, в том числе и офлайн, потому что аудитория только интернет-покупателей — около 20 млн человек, в 5-6 раз меньше всего количества активных потребителей в России», — считает Румянцев.
Александра Крекнина
Источник: Ведомости