Краснодар избавляется от ларьков

К июлю 2013 г. 900 киосков из 2000 существующих в Краснодаре будут снесены. Торговый оборот в 360 млн рублей переместится в «магазины у дома» и гипермаркеты. Власти Краснодара решили снести половину городских киосков.

Из 2 тыс. хаотично разбросанных по городу ларьков под снос определено 900, об этом сообщили на совещании в администрации М.о. город Краснодар в конце февраля 2013 г. Губернатор Кубани Александр Ткачев отметил, что владельцев киосков необходимо заранее предупредить о сносе объектов. Причем работу надо вести решительно, невзирая на статус владельцев объектов, призвал Ткачев. Также губернатор поручил навести порядок в городских парках, где число ларьков, в том числе продающих спиртное, запредельно.

Критериев для сноса ларьков всего два: закончившийся договор аренды и самовольное строительство, сообщили «ДГ» в пресс–службе М.о. город Краснодар. Уже определен список улиц, на которых будут снесены киоски. Уличные торговые объекты снесут почти во всех районах города.

«Существующие объекты мелкой уличной торговли не могут нас устраивать ни с точки зрения технического решения, ни по своему внешнему виду, — обращался Владимир Евланов, глава города, к руководству департамента архитектуры и градостроительства еще в ноябре 2012 г. — Даю время на разработку новых конструкций». По замыслу мэра уже весной 2013 г. должны были появиться современные торговые точки, вписывающиеся в городскую среду.

Киоск, согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 346.27), — это строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца. Средняя площадь одного ларька — 18 м2.

Без контрафакта не выжить

Алексей Тупикин, руководитель Ассоциации молодых предпринимателей Кубани, приводит выкладки рентабельности ларька. Ежедневная выручка стандартного ларька (18 м2) — 6 тыс. рублей. При этом прибыль предпринимателя — 1,2 тыс. рублей в день. В год получается более 400 тыс. рублей. Но это «грязная» прибыль, то есть без учета затрат на энергетику, аренду, налоги и т.д. Чистая прибыль предпринимателя составляет около 50 тыс. рублей в год, подсчитал эксперт. «Это — смешные цифры, — говорит он. — Именно поэтому ларьки живут за счет контрафакта: алкогольного и сигаретного, иначе это просто невыгодно». Если исходить из расчетов эксперта, годовой оборот 2 тыс. краснодарских киосков может составлять около 800 млн рублей. Основной доход ларьков (85%) приходится на продажу пива и сигарет. Остальные 15% — прочее (вода, жевательная резинка, шоколад и т.д.).

Николай Асланов, директор ООО «Фирма АНиС» (продуктовый магазин), считает, что ларьки — это уходящая форма торговли. «Тем более, что сейчас по ним законодательно наносят удар: запретили продажу пива, а скоро и сигареты должны», — рассуждает он. Запрет, о котором идет речь, вступил в силу с 1 января 2013 г. Он распространяется на продажу пива в киосках с 23 до 8 часов. Общая площадь складских и торговых помещений обычных магазинов должна быть не менее 50 м2. Магазин, где продают пиво, должен быть оборудован сигнализацией, охраной, сейфом, кассовым аппаратом. По словам Николая Асланова, потребительский спрос на эти товары уйдет в специализированные магазины. «Для здоровья нации — это хорошо, — говорит он. — А для малого бизнеса — удар. Но он вынужден считаться с правилами игры». Эксперт согласен, что торговле нужно «окультуриваться», делать капитальные постройки. «Неказистые ларьки в центре города — это некрасиво, — замечает он. — Если владелец ларька за 3–5 лет не создал хотя бы основы для капитальной постройки, значит, он несерьезно относится к делу».

Ларьки сменят профиль

Оборот розничной торговли в крае через стационарные торговые сети (то есть капитальные строения) растет. В январе–октябре 2011 г. этот показатель составил 86,3% от общего оборота розничной торговли в крае. В 2010 г. за аналогичный период этот показатель был 82,5%, по данным департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя в Краснодарском крае.

Нестационарная торговля год от года больше специализируется, то есть киоски печати, мороженого, цветов, сувениров также продолжают занимать свою нишу на потребительском рынке, считают в пресс–службе ведомства.

Если ларек попадает под снос из–за прекращения договора аренды, его можно перепрофилировать в другой бизнес: открыть парикмахерскую, пирожковую, продавать стройматериалы, уверен Алексей Тупикин. «Так часто случается, что другой вид бизнеса даже лучше идет, — замечает он. — В конце концов, можно перенести ларек из центра на окраину. А там работать по тем же ценам».

Алексей Тупикин считает, что с ларьками в городе нужно было «разобраться» еще лет десять назад. «Я всегда советовал знакомым предпринимателям: пока есть возможность, потихоньку открывайте капитальное здание», — говорит он. Эксперт уверен, что сейчас киоски содержат в основном предприниматели, использующие «серые» схемы. «В киоске в 90% случаев продадут сигареты и пиво детям, я это не раз проверял на личном опыте», — утверждает он.

Киоски столичные

В больших городах о серьезном сносе ларьков заговорили в 2010 г. В октябре того года мэру Москвы Сергею Собянину не понравилась организация торговли у станции метро «Улица 1905 года», сообщает РИА Новости. После этого в столице началась ликвидация торговых палаток. Власти Москвы разработали новую схему размещения киосков в пределах города. Если ларек в нее не попадал, он сносился. Столичные власти планировали в 2012 г. снести около 3 тыс. киосков.

В северной столице, Санкт–Петербурге, снос ларьков начался еще в далеком 2004 г. С той лишь оговоркой, что уничтожались торговые павильоны возле остановок, сообщает издатель «ДГ». Постановление городского правительства обязывало чиновников предоставлять бизнесменам альтернативные места. Спустя три года (то есть в 2007 г.) было ликвидировано 708 объектов. Альтернативные места предоставлены под 260 магазинов. Для сравнения: в Москве после недовольства Сергея Собянина в 2010 г. за две недели было снесено более 600 торговых палаток.

Олег Павленко

Источник: Деловая газета.Юг