Сделка будет безденежной, уточнил "Ъ" Александр Мамут. Сам он станет управляющим акционером и председателем совета директоров объединенной компании. "ПрофМедиа" фактически уходит от оперативного управления бизнесом: гендиректором компании также станет представитель структур господина Мамута. Ключевые стратегические решения будут приниматься совместно, настаивают в пресс-службе "ПрофМедиа".
Совместная компания "аккумулирует на своих сайтах более 35 млн уникальных посетителей и займет третье место по величине аудитории в русскоязычном интернете", говорится в совместном пресс-релизе. В минувшем феврале, по данным TNS Russia, наиболее популярными в Рунете были ресурсы Mail.ru, совокупная аудитория которых за месяц достигла 57,887 млн человек. Сайты "Яндекса" посетили 57,396 млн пользователей, социальную сеть "В контакте" — 50,475 млн. Совокупная аудитория проектов SUP Media (включает "Газету.Ру", LiveJournal.com, "Чемпионат.com", Quto.ru и др.) составляла 24,188 млн человек. Аудитория проектов Rambler (Rambler.ru, Lenta.ru, Ferra.ru, Price.ru и др.) достигает 23,138 млн, "Афиши" (Afisha.ru и Nightparty.ru) — 4,253 млн человек.
Объединение в одних руках новостных сайтов Lenta.ru (7,55 млн пользователей в феврале) и "Газеты.Ру" (5,6 млн) не смущает акционеров: ресурсы обладают уникальной аудиторией, "поэтому как минимум мы видим возможность развивать оба проекта без потерь для каждого из них", уточняют в пресс-службе "ПрофМедиа".
Медиахолдинг Владимира Потанина вошел в состав акционеров Rambler Media в 2006 году: за 48,8% интернет-компании "ПрофМедиа" заплатила $260 млн. В январе 2009 года капитализация Rambler Media на Лондонской бирже не превышала $27,3 млн. "ПрофМедиа" затем провел делистинг интернет-компании и объединил ее с ИД "Афиша". В последние три года динамика выручки "ПрофМедиа" от интернет-бизнеса существенно отставала от рынка: в 2011 году она вообще не выросла, составив 2,376 млрд руб., тогда как объем всего рынка интернет-рекламы увеличился на 56%, до 41,8 млрд руб. По итогам 2012 года доходы Rambler Media могли вырасти всего на 1%, до 3 млрд руб., весь рынок интернет-рекламы — на 35%, до 56,3 млрд руб. Рентабельность по EBITDA интернет-бизнеса "ПрофМедиа" могла упасть на 52%, до 153 млн руб.
Проблемы с развитием интернет-ресурсов возникали и в SUP Media: так, в 2011 году основной актив компании, сервис блогов LiveJournal, пережил несколько выводивших его из строя DDoS-атак, в результате чего за пять месяцев, с марта по август, его аудитория, по данным TNS Russia, снизилась с 14,469 млн до 10,915 млн человек. Финансовые показатели SUP Media не раскрываются. Александр Мамут лишь уточнил, что по итогам 2012 года компания была прибыльной.
У Александра Мамута уже есть опыт развития SUP Media в рамках паритетного партнерства: до января этого года вторым акционером интернет-компании был владелец ИД "Коммерсантъ" Алишер Усманов, который еще в июне 2008 года обменял на долю в SUP 100% интернет-издания "Газета.ру". Структуры господина Усманова вышли из SUP Media в ходе сделки по покупке у Александра Мамута 50% "Евросети", при этом их доля в SUP была оценена примерно в $137 млн.
Объединение компаний — "интересный challenge для менеджмента", но вряд ли оно существенно поменяет ситуацию на рекламном рынке, считает коммерческий директор Mail.ru Group Алексей Катков.
Павел Белавин, Сергей Соболев
Источник: КоммерсантЪ