Комитеты по СМИ: помощь или усиление контроля?

После воссоздания осенью прошлого года Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи или, попросту, Комитета Госдумы по СМИ, в различных регионах страны также были сформированы подобные структуры. Примером тому могут послужить Комитет по информационной политике Челябинской области, образованный в сентябре 2012 года, или Департамент по печати и массовым коммуникациям Губернатора Свердловской области, созданный месяцем позже.

Впрочем, многие региональные государственные структуры, так или иначе работающие со средствами массовой информации, существовали еще задолго до Комитета Госдумы по СМИ. Однако, созданные по аналогии с Комитетом Госдумы или имеющие собственную давнюю историю, они существенно отличаются друг от друга от региона к региону.

В разных частях России у них разные названия - Комитет по печати и взаимодействию со СМИ (Санкт-Петербург), Комитет по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ (Республика Адыгея), Агентство по печати и СМИ (Республика Башкортостан). Зачастую разнятся и исполняемые ими функции, включающие в себя учредительство государственных СМИ или поддержку и финансирование районных газет, контроль и мониторинг масс-медиа региона или организацию и проведение местных журналистских мероприятий.

В общем, региональные комитеты по СМИ бывают разные. О том, какова их миссия, на что направлена их деятельность, и какую роль они играют - друга или надзирателя масс-медиа - НСМИ выясняли у руководителей комитетов по СМИ, а также у главных редакторов и владельцев региональных средств массовой информации.

 

Григорий Матыжев, генеральный директор газеты «Metro - Санкт-Петербург»:

Я не особенно слежу за работой Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга.

Его деятельность, на мой сторонний поверхпостный взгляд, в основном сводится к финансированию и управлению двумя весьма затратными государственными средствами массовой информации - газетой «Петербургский Дневник» и телеканалом «Санкт-Петербург» с долей телесмотрения 0,5%.

Со случаями надзирательства, попытками цензуры со стороны Комитета Metro пока не сталкивалась, и это, на самом деле, «плюс» чиновникам.

«Дневник» выходит, канал - в эфире, значит, наверное, деятельность Комитета можно оценить как эффективную. По объективную оценку может дать только профильный вице-губернатор, поскольку я не знаю, какие задачи он ставит перед подведомственным подразделением. Выполняет ли Комитет роль помощника СМИ? По отношению к Metro - нет, для других изданий - возможно, ведь гранты СМИ распределяет Комитет, для кого-то эти деньги важны, особенно для некоммерческих изданий, тех, которые пишут о культуре, театре. Со случаями надзирательства, попытками цензуры со стороны Комитета Metro пока не сталкивалась, и это, на самом деле, «плюс» чиновникам.  

 

Алексей Васенёв, заместитель председателя Комитета по печати и средствам массовой информации Курганской области:

Комитет по печати и средствам массовой информации является исполнительным органом государственной власти Курганской области, который осуществляет проведение государственной политики в сфере средств массовой информации, полиграфии, издательского дела, распространения печатной продукции.

 

Почти во всех районах нашей области районные газеты существуют в форме государственных учреждений, учредителем которых является Курганская область, а представителем учредителя - Комитет.

Комитет утверждает для них госзадания, выполнение которых финансируется из областного бюджета. Госзадание предусматривает создание и размещение к газете достоверной информации о социально-экономической и общественно-политической ситуации и деятельности Правительства, органов государственной власти Курганской области. При этом объем таких материалов строго фиксирован – определяется в квадратных сантиметрах на год. Остальную газетную площадь редакции могут использовать по своему усмотрению.

Комитет не осуществляет контрольно-надзорных функций в сфере СМИ. Это прерогатива Роскомнадзора. Отмечу также, что в нашем ведении нет теле- и радиоканалов.

В разных регионах страны местные СМИ работают в различных условиях. Особенность нашего региона в том, что газеты, существующие в районах, не находятся в зависимости от органов местного самоуправления, так как учреждены областью. В этом, мы считаем, проявляется значительная степень свободы наших изданий от местных властей.

 

Андрей Трушников, главный редактор газеты «Южноуральская панорама»:

Комитет по информационной политике и центр оперативного анализа и прогнозирования Челябинской области - новая структура, созданная при Законодательном Собрании Челябинской области. Если мне не изменяет память, на свет она появилась осенью прошлого года. Поэтому пока сложно судить об его эффективности и влиянии на формирование самой информационной политики региона как таковой.

Есть надежда, в настоящее время подкрепленная личными заверениями депутатов, входящих в данный комитет, что их деятельность не будет являться элементом контроля власти над СМИ. Они декларируют, что собираются заниматься расчисткой законодательных и иных «завалов», мешающих работе медиа. Даже вроде бы уже готовятся продвинуть на федеральный верх идею облегчения налогового режима для малого бизнеса, работающего в сфере СМИ. Радует, что это реакция на предложение, прозвучавшее со стороны местных журналистов. Хотелось бы, чтобы и далее они опирались на мнение тех, кто непосредственно варится в этой сфере. Однако более четкую оценку деятельности комитета, его эффективности и полезности для медиасреды можно будет дать, как мне кажется, не ранее чем через год. Слишком часто в России хороший старт превращается в пустой финиш.

К работе Центра оперативного анализа и прогнозирования, в ведомстве которого сегодня находится решение вопросов поддержки СМИ, у меня нареканий нет. На мой взгляд, он работает достаточно эффективно. Раньше в Челябинской области существовало Управление по делам печати, в декабре оно было расформировано и часть его функций передали вышеназванному Центру. В том числе и функции финансовой поддержки районной прессы. Сегодня идет немало споров, нужна ли вообще такая поддержка в условиях рынка. Думаю, в отдельных случаях она необходима.

Например, в тех территориях, где информационной альтернативы у районного СМИ просто нет и вряд ли появится из-за слабости рекламного рынка. Нельзя же оставлять местных жителей информационно голодными.

Возвращаясь к работе Центра, стоит отметить, что сейчас в нем многие вопросы только оттачиваются (передача функций произошла недавно), есть определенные сложности, но в целом они справляются с поставленными задачами. Хотелось бы, чтобы они как можно быстрее продвинулись в решении главной, но моему мнению, их задачи - сделать государственные и муниципальные СМИ на территории Челябинской области эффективными, конкурентоспособными.

Чем еще занимается Центр? Можете судить по его названию - оперативным анализом и прогнозированием. Это и мониторинг информационного пространства, в какой-то части выстраивание информационной политики региона, просветительская функция для работников местных медиа.

Везде л и в России нужны подобные структуры - сложно судить, если не видишь всю картину. Регионы в нашей стране совершенно разные, да и задачи и методы их решений у всех свои. Но, считаю, что у нас без подобной структуры многие вопросы местных медиа решались бы значительно дольше и сложнее.

 

 

Дмитрий Федечкин, директор Департамента по печати и массовым коммуникациям губернатора Свердловской области:

Появление департамента по печати и массовым коммуникациям в Свердловской области и профильного комитета в Госдуме - это автономные процессы, просто совпавшие по времени. Необходимость появления такой структуры в регионе вызвана здравым смыслом. Управление, которое занималось вопросом развития городской и районной прессы Среднего Урала, существовало в области ранее, однако в 2003 году было расформировано. Тогда считалось, что часть функций можно перераспределить между другими подразделениями, а часть вопросов вообще подлежит саморегуляции.

Однако, как показала практика, проблемы сегмента городских и районных газет, наоборот только стремительно накапливались и в итоге достигли критической массы. И здесь есть прямая взаимосвязь: из десяти крупнейших субъектов Российской Федерации (по численности населения) Свердловская область являлась единственной, где отсутствовало подразделение, занимающееся вопросами развития местных медиа. Команда нового губернатора Евгения Владимировича Куйвашева приняла в итоге решение о восстановлении в структурах opганов власти подразделения, выступающего в качестве коммуникатора для местных СМИ.

Основных направлений деятельности нашего департамента - три. Первое - это разработка и реализация предельно прозрачных и понятных механизмов государственной поддержки СМИ и социально значимых проектов, реализуемых прессой Свердловской области, и воплощение их в жизнь. Причем, как сразу мы обговариваем на берегу, никаких разделений по формам собственности (муниципальные или частные) или по типам СМИ (печатные, электронные, сетевые) мы делать не будем. Готовы работать абсолютно со всеми, кто способен выпускать социально значимый медиапродукт и при этом от власти демонстративно не дистанцируется.

Второе - это обучение и переобучение СМИ. Сегодня изменения в медиа носят стремительный характер, игнорировать их попросту нельзя. Отдельно взятому СМИ самостоятельно реализовать программу обучения и переобучения по понятным причинам крайне затруднительно. Как показал проведенный осенью прошлого года опрос, более половины городских и районных СМИ Среднего Урала не вложили в обучение своих сотрудников ни рубля за последние два-три года. Безусловно, надо устранять этот пробел.

Третье - департамент выступает в качестве коммуникатора с общественными медийными организациями (Союз журналистов, Гильдия издателей периодической печати, Фонд развития информационной политики и т.д.) и околомедийными (Роскомнадзор. ФАС, «Почта России», «Роспечать» и т.д.).

Департамент должен выступать для городской и районной прессы области в качестве трендсеттера, задавать вектор развития. Ради надзирательных функций не стоит огород городить, их и без профильных департаментов сегодня есть, кому осуществлять.

Учитывая, что департамент фактически создан в октябре прошлого года, а сотрудники в нем появились после конкурса лишь в декабре, о каких-то результатах нашей деятельности говорить преждевременно. Однако хочу подчеркнуть, что планов - громадье, и некоторые из идей, которые планируется воплотить в жизнь, будут носить эксклюзивный характер. Такого сегодня точно нет ни в одном другом регионы страны. Вот так, скромно…

Что касается Комитета Госдумы по СМИ, то считаю, что он только в начале пути, и оценивать его деятельность преждевременно. Но то, что такой комитет в Госдуме нужен, у меня не вызывает никаких сомнений

 

Вера Кирюнина, генеральный директор, издатель газеты «Слобода»:

Комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию не имеет никакого отношения к независимым изданиям. Он не помогает и не надзирает. Комитет занимается информированием жителей районов Тульской области о деятельности губернатора и правительства через подведомственные издания. «Слобода» - независимая газета, и мы практически не имеем никаких взаимоотношений с этой организацией. Единственное, что можно отметить, это то, что в этом году мы приняли участие в выставке печатных СМИ по случаю Дня печати, организованной комитетом. Свои экспозиции продемонстрировали около двадцати городских и областных газет, а руководство Тульской области отметило лучших. Еженедельник «Слобода» получил четыре награды в разных номинациях от губернатора Тульской области Владимира Груздева.

 

Юлия Генерозова, председатель Комитета администрации Новгородской области по взаимодействию со СМИ:

Комитет был создан в апреле 2012 года. Ранее его функции исполняло одноименное управление, но оно просуществовало недолго. До этого много лет в администрации действовал комитет информационной политики, который включал в себя несколько отделов и управлений. В сфере его внимания были не только СМИ, но и некоммерческие организации региона.

В настоящее время в регламент Комитета по взаимодействию со СМИ входят два отдела - пресс-служба губернатора и собственно управление по взаимодействию со средствами массовой информации.

Надзорная функция не свойственна Комитету, этим занимается территориальный орган федерального агентства - Роскомнадзор. Контроль мы осуществляем только в порядке проверки выполнения госконтрактов - соответствует ли опубликованная информация той задаче, что прописана в документах конкурсов. Помогать СМИ в поисках контактов, давать исходную информацию, подсказать бэкграунд, дать иллюстрации, организовать интервью - это лишь малая часть нашей работы.

Что касается оценки деятельности Комитета Госдумы по СМИ, честно говоря, за последнее время помню единственную инициативу - об ужесточении ответственности за нецензурные слова в СМИ с целью оградить детей от вредной информации. Помню потому, что запрашивали мнение регионов. Остальное, видимо, как-то прошло мимо.

Комитет создан совсем недавно, и, боюсь, что его появление было вызвано каким-то готовящимся событием - например, появлением Общественного ТВ. А чем заниматься дальше - видимо, не решили. Хотя для медиа было бы достаточно важным принять поправки в Закон о СМИ, поскольку многие его положения устарели.

  

Абрек Бзегежев, генеральный директор газеты «АиФ Адыгея»:

Наш Комитет занимается не только вопросами СМИ, но и делами национальностей и связями с нашими соотечественниками.

Проблем по сотрудничеству с Комитетом (полное название - Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ) я не вижу: мы работаем в хорошей координации, в нормальной рабочей атмосфере. Комитет информирует и координирует нас по интересным информационным поводам, пресс- конференциям, мероприятиям, подсказывает актуальные темы. И если нам это интересно, мы работаем в этом направлении.

Надзорную деятельность за СМИ, в основном, осуществляет Роскомсвязьнадзор - лицензирующий орган. Комитет тоже, наверное, занимается какой-то деятельностью по контролю над СМИ, но лично мы с ними в этом отношении не сталкивались.

Что касается того, не оказывает ли Комитет какого-либо давления на СМИ, мне кажется, что нет. Более того, и Комитету, и Роскомсвязьнадзору, на мой взгляд, не хватает жесткости в решении некоторых вопросов, из-за чего, к примеру, в Республике есть СМИ, работающие без лицензии.

 

Источник: Журнал «Новости СМИ»,  №5(362) от 4 марта 2013 г.