Нужна ли России киберполиция?

Интернет сегодня кроме широких информационных возможностей рождает невиданные ранее преступления как против государства и частных компаний, так и отдельных граждан. Кибератаки парализуют деятельность серьезных фирм, электронных СМИ, граждане теряют деньги благодаря различным мошенническим схемам. Добавьте к этому ложь, клевету, а также криминальные операции, античеловеческие сайты и т.д. Естественно, что назрела необходимость создания киберполиции или иной структуры, которая бы оказывала эффективное противодействие преступлениям в информационной среде.

Наиболее яркий тому пример – Япония. Там Национальное полицейское агентство заявило, что в стране будет создан отдел полиции по борьбе с киберпреступностью со штатом 140 сотрудников, которые будут набраны из частных компаний и должны владеть иностранными языками, в т.ч. китайским и русским. В обязанности этого подразделения войдет защита электронных систем государственных, военных организаций, электростанций и других важных объектов. Примечательно, что в конце прошлого года министерство безопасности Японии предложило приравнять киберпространство страны к ее территории.

Аналогичным путем, хотя не столь организационно оформленным, идут и другие страны, например, США и Китай. Как рассказал «Известиям» директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесеников, Центры реагирования на компьютерные инциденты есть у правительства США, у Microsoft, Xerox, Google, HP… В аналогичный Центр, работающий в Китае, стекается вся информация о всех инцидентах в области киберпроисшествий корпоративного и общенационального масштаба, затем ущерб минимизируется или устраняется. Кроме этого, Центр занимается просвещением граждан, разрабатывает рекомендации по безопасному поведению в Интернете.

В России подобная деятельность концентрируется в Совете Федерации, где рабочая группа под руководством сенатора Руслана Гаттарова подготовила проект стратегии кибербезопасности России до 2020 года. Стратегия предполагает борьбу с такими угрозами, как информационный терроризм, информационная преступность, монополизм в инфопространстве в ущерб государственным интересам, бизнесу и гражданам.

Однако у этой работы, безусловно, полезной и эффективной, есть недочеты. Председатель Пиратской партии Павел Рассудов отметил, что в России незащищенная инфраструктура, основанная на использовании иностранного «железа» и программного обеспечения. Если будет совершена кибератака на Microsoft, в результате которой обновления для ее программ станут вредоносными, это скажется на работе миллионов компьютеров.

В нашем случае возникает опасение, что мероприятия, разработанные под эгидой СФ, могут носить упредительно-репрессивный характер. Они будут наверняка, как и всё в России, чрезвычайно затратными и выборочно-показательными. Это в Японии на всю работу будет брошено всего полтора сотни киберполицейских, а у нас это может быть в десятки раз больше. В Японии, как отмечалось выше, территория киберпространства признается территорией страны со всеми вытекающими. Как у нас оценят российское киберпространство – большой вопрос.

Но у этого вопроса есть уже небольшой, но достаточно забавный ответ.

Минсвязи озаботилось проблемой саморегулирования в Интернете и подготовило Концепцию по правовому регулированию данной сферы. Для обсуждения документа собрали более 50 человек, представляющих операторов рынка, контент-провайдеров, коммерческие структуры, работающие в Интернете и т.д. Дискуссия была бурной, но в результате «гора родила мышь». А именно – всего лишь изменилось название документа. Первоначально он назывался «Концепции регулирования правоотношений в сети интернет», а по итогам дискуссии – «Концепция регулирования правоотношений, возникающих в связи с использованием сети интернет». Чувствуете разницу? Всё кончится тем, что наша Вертикаль в итоге примет какое-нибудь свое интернет-ненавистное решение. Все будут ахать и охать, но обратной дороги не будет.

А я бы попросил японских киберполицейских взять на аутсорсинг обслуживание российского интернет-пространства, благо, что они будут знать русский язык. Итог будет более эффективным и значит, менее затратным. Да и не воруют в Японии…

 

Источник: alexander-oskin.livejournal.com