Для любого кировчанина привычно купить шоколадку, газету, воду на улице, а не в супермаркете. И если неделю назад темой для разговоров был один вопрос - когда придет весна, то теперь, с приходом тепла, общественность переключилась на другую тему - снесут ли в Кирове киоски, коих ни много ни мало, а почти 500. Причем заговорили о том, что около киосков грязь неимоверная, что подростки покупают там пиво и сигареты. В общем, рассадник непотребства в администрации Кирова решили... убрать. Только под «раздачу» попали все - и цветы, и вода, и газетные киоски.
В эту субботу в Кирове состоялся не совсем обычный митинг. Несколько десятков бизнесменов легли на снег на Театральной площади в знак протеста против политики городских властей по массовому закрытию ларьков. Развернув подготовленные заранее полиэтиленовые клеенки, бизнесмены нисколько не смущаясь глазевших на них случайных зевак, легли на снег возле памятника Ильичу и, подбадривая друг друга кричалками, пролежали так минут пять.
- Мы вышли протестовать против беспредела, - объяснил мотивы участия в акции предприниматель Николай Коршунов. - В частности, это проявляется в уничтожении всей мелкорозничной торговли. Сносятся все нестационарные объекты без предоставления какой-либо альтернативы предпринимателям. Хотя мне еще никаких постановлений о сносе от администрации не приходило, в отличие от знакомых-бизнесменов, мои киоски тоже находятся под угрозой уничтожения и сноса. На сегодняшний день схемы размещения ларьков нет, и когда она будет принята, нам тоже неизвестно.
Ясно, что «война киосков» для жителей областного центра может закончиться тем, что с улиц у остановок и домов пропадут ларьки. Такая инициатива - единственная в России. И, начав бороться с рассадником пива, сигарет и «фуфыриков», дошли до цветов, воды и шоколадок - все владельцы «нестационарных объектов» по закону в правах равны.
Убрать за три месяца
- Постановление администрации о сносе получили все владельцы, - рассказывает депутат Заксобрания области Валерий Туруло. - Представители «Роспечати», «Ключа здоровья», «Цветов» сюда не пришли. Понятно почему: определенная их часть, а это около 100, находятся в судебных процессах уже больше года. Их владельцы пачками получают решения судов о ликвидации. Следовательно, эти киоски уже в схему размещения ларьков в городе, которая будет принята 15 апреля, попасть не смогут. По судебному решению с этими киосками и администрацией города договоры расторгнуты. А владельцам, которые сюда не пришли, выдали уведомления о закрытии, которые действуют три месяца. С учетом того, через две недели эта схема будет принята по закону, их автоматически должны будут включить туда по заявлению. Если бы администрация не подала им уведомления, то мы в судебном порядке оспорили разрыв договоров с нашими киосками и спросили, а почему с одними поступают так, а с другими иначе?
Цветы, печать и вода не пострадают?
На вопрос о том, почему к одним киоскам власти проявляют милость, а других пытаются прикрыть, Валерий Туруло лишь развел руками.
- На сегодняшний день из-за политики властей по сносу киосков пять тысяч человек просто оказались выброшенными на улицу, - рассказывает Валерий Туруло. - Получается, что два года малый бизнес города Кирова находился вне правового поля: кого-то закрывали и сносили. Если говорить о сущности того, что происходит, то это обычный передел рынка.
Как считает Туруло, скорее всего, все 102 объекта, по которым сейчас ведутся судебные разбирательства, и будут ликвидированы. А вот другие кировские киоски в новую схему попадут.
- Мы не сдаемся, - отмечает Туруло. - Мы будем их отстаивать в законном порядке, идти в том числе на штрафные санкции, и в конечном счете будем добиваться снятия главы города с этой должности. Потому что при нем идет целенаправленное уничтожение предпринимательства. Киоски с цветами, водой, печатные ларьки - в общей сложности их порядка 230 - убежден, все они войдут в новую схему. В новой схеме их, конечно, не будет, но их туда затем включат автоматом.
Комментарий администрации города
- Сейчас проводится работа по принятию схемы с учетом возможности формирования земельных участков под нестационарные торговые объекты и постановки их на кадастровый учет. Срок принятия схемы - 15 апреля, - прокомментировали в пресс-службе администрации города Кирова. - Для принятия решений о целесообразности включения нестационарных торговых объектов в схему размещения НТО на территории муниципального образования «Город Киров» в территориальных управлениях по районам созданы рабочие группы, куда вошли представители прокуратуры, департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области, Вятской торгово-промышленной палаты, управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации города, местных товаропроизводителей. Управлением градостроительства и архитектуры заканчиваются технические работы по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов. Действий по демонтажу киосков без решений судов не производится.
Точка зрения
«То, что случилось, абсолютно не сформировало четкой картины, зачем вообще это было сделано и кому было нужно. Мы работаем на кировском рынке десять лет. За это время предприятие стало своеобразным вятским брендом. Наш опыт повторен в 42 городах РФ. Там аналогичные сети работают под брендом «Ключ здоровья» и на оборудовании, изготовленном в Кирове. Причем везде сети активно растут, а в Кирове вдруг встал вопрос о закрытии. А ведь наш город получил диплом ООН за эту сеть киосков. Ежегодно мы платим около 15 миллионов рублей налога в бюджеты всех уровней. Все время, пока наши киоски занимают места в городе, мы прибираем и обустраиваем территорию вокруг. К нам никогда не было нареканий, а если и были какие-то замечания, то мы сразу устраняли их. Ежедневно около 350 тысяч кировчан пользуются нашими услугами. Администрация города должна отражать волю народа. Хочу обратиться к власти - взаимодействуйте друг с другом и с народом, не лишайте людей воды. Пока мы находимся в недоумении, и эту проблему надо решать».
Василий ЗОНОВ, директор сети киосков «Ключ Здоровья».
МНЕНИЕ «ЗА»
Игорь Соловей, корреспондент
А почему собственно киоски не нужны? Зачем их сносить? Если они портят облик города, то придумайте для них определенный стандарт, которому они должны следовать. Предприниматели, уверен, не забузят - все сделают. Хоть в дымковскую игрушку ларек превратят.
Кто-то говорит, что киоски - рассадники пивного алкоголизма. Неправда ваша. Пиво там продавать запретили. За этим, зная суровые нравы нашего нового начальника полиции, очень зорко следят. Опять же, сомневаетесь, примите закон - продал пиво ребенку - останешься без киоска. Но закрывать-то зачем? Какая в этом логика?
Ответ напрашивается один: ищи, кому выгодно. Прибыль от закрытия киосков могут получить те ларечники, которых не тронут, а также крупные торговые сети. Для последних - выгода очевидна. Нет на остановке киоска - покупатель пойдет в рядом стоящий магазин.
Остается ответить на вопрос - а каковы плюсы и минусы от закрытия киосков рядовому кировчанину. На первый взгляд, вроде бы выгоды нет. Однако это не так. Во-первых, уменьшение конкуренции неминуемо приведет к повышению цен. Во-вторых, снижение числа киосков скажется на уровне покупательского комфорта. Сегодня вы покупаете печенье в ларьке, а завтра за ним же будете вынуждены идти лишние 100 метров до магазина и возможно стоять там в очередях. В-третьих, не секрет, что киоскеры нередко обслуживали остановки на которых находилось их «будка»: убирали на территории мусор, очищали «пятачок» ото льда и снега. Кто теперь будет выполнять эту работу, непонятно.
МНЕНИЕ «ПРОТИВ»
Софья Добрых, корреспондент
- В моем понимании киоск - это неказистое сооружение, заваленное вокруг мусором. Около него всегда «обитают» непонятные люди сомнительной наружности, и что-то мне подсказывает - они там не шоколадки покупают. Конечно, такие «рассадники», которые продают спиртосодержащие «фуфырики» на любой вкус, надо искоренять. Однако совсем другое дело «водные» и газетные ларьки. Даже у меня, яростного борца с киосками, клавиши не повернуться плохо о них написать. Вода в магазине стоит в десять раз дороже, а газеты и вовсе далеко не в каждом супермаркете в широком ассортименте представлены. Если с улиц исчезнут цветочные ларьки, то конфликтность в семьях вырастет в разы, ведь без букета скандал будет не замять.
В нашем городе, если что-то делают, то с фанатизмом засучив рукава и с горящим взглядом. О том, чтобы сначала все продумать, речи не идет. Высказывание небезызвестного политического деятеля: «Нет человека - нет проблемы» на кировский лад звучит так: «Нет киоска - нет проблемы». С одной стороны, это правильно, - волевым решением убрав ненавистные ларьки, можно и порядок в городе навести, и смертность от «шкаликов» снизить, а, может быть, даже показатели детского алкоголизма и курения уменьшить. Это в идеале.
Кстати, наши соседи - пермяки отошли от земельных отношений, составив схему размещения киосков и объявив аукцион между предпринимателями. Но мы же самые умные, куда им до нас! Будем как и прежде городскую землю в аренду сдавать, а потом срочно расторгать договоры, трепать нервы бизнесменам, забывая о народе, и сеять рознь в обществе, а прикрываться будем благими намерениями. Все как всегда.
Софья Добрых, Игорь Соловей
Источник: Комсомольская правда