В последние годы снижается популярность печатного чтива, читатели все чаще предпочитают электронные книги и цифровые СМИ. Как зарубежные государства помогают прессе выживатьв современных условиях с помощью налоговых механизмов и как обстоит дело в России, рассказывают МАРТЫНОВ Дмитрий Владимирович, президент Ассоциации распространителей печатной продукции, и ОСЬКИН Александр Владимирович, председатель правления АРПП.

Ред.: Дмитрий Владимирович, показатели подписки периодических изданий свидетельствуют о ее падении, книги как печатные издания теряют свою популярность. Это ставит некоторые издательства в трудное положение. Могут и они рассчитывать на поддержку государства? 

Д.В.: Как правило, государство помогает не отдельным проектам, оказавшимся в трудном положении, или даже социально важным категориям изданий (хотя, конечно, есть и такие примеры). Чаще всего поддержка властей заключается в создании благоприятных условий для всего рынка периодики. И здесь самым действенным инструментом в руках госрегуляторов является налоговая политика.

Ред.: Какую налоговую меру из применяемых можно назвать самой действенной?

Д.В.: Наиболее эффективной мерой следует считать освобождение от налога на добавленную стоимость.

Ред.: Какова международная практика налогообложения в данной отрасли, какие налоги  вообще применяются к продаже печатной продукции?

Д.В.: В мировой практике существуют два типа налогов, применяемых к продаже печатной продукции: налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на распространение печатной продукции. Налогом на распространение печатной продукции газеты, журналы и книги облагаются довольно редко. Страны, применяющие эту схему, можно разделить на три сегмента. Страны с низкой ставкой налога (от 0 до 5%), в частности Индия (0% в целом по стране, за исключением штата Махаратша, где 4,5%). К странам со средней ставкой налога на распространение печатной продукции (от 5 до 10%) относятся Латвия (9%), Сингапур (5%), Словения (8,5%). Страны с высокой ставкой налога (от 10%) – Австралия (10%), Новая Зеландия (12,5%), Эстония (18%). В США налог на распространение печатной продукции устанавливается администрацией конкретного штата, поэтому единая ставка налога для страны в целом отсутствует, но диапазон составляет от 3 до 15%. Большинство же стран мира для расчета налогооблагаемой базы предприятий, занятых в сфере издания и дистрибуции бумажных СМИ, применяют налог на добавленную стоимость (НДС).

Ред.: Насколько разнится уровень НДС в разных странах?

Д.В.: Все страны также можно разделить на три сегмента по уровню НДС применительно к продажам газет, журналов и книг. Низкая ставка (от 0 до 5%) применяется в Великобритании (0%), Бельгии (0% для газет и еженедельников, 6% для других журналов и книг), Греции (4%), Дании (0%), Италии (4%). Средний уровень НДС (от 5 до 10%) – в Германии (7%), на Мальте 5%), в Польше (7% для газет и журналов, 0% для книг), Португалии (5%), Литве (9%). Высокие ставки НДС – в России (10%), Румынии (19% для газет и журналов, 0% для книг), Словакии (19%), Болгарии (20%). Характерная закономерность – практически все страны применяют льготную ставку НДС для печатной продукции, кроме Болгарии и Словакии, ставка НДС на прессу в которых равна ставке на другие товары (20 и 19% соответственно). Пресса за рубежом получает и другие налоговые послабления. Например, во Франции это не только льготный налог на добавленную стоимость – 2,1% (в то время как полная ставка НДС равна 19,6%), но и освобождение от налогов инвестиционной деятельности изданий (печатных и сетевых), публикующих в основном политическую информацию, освобождение издателей и агентств прессы от поземельного налога и налога на недвижимое имущество. Кроме того, с 1991 года здесь установлена фиксированная ставка социального обеспечения для торговцев прессой вразнос, с 1987 года для журналистов введена пониженная ставка взносов в фонд социального обеспечения, а с конца 2002 года они могут воспользоваться правом на вычет до 30% из суммы налогов на профессиональную деятельность. В Швеции партийные газеты освобождены от налога на доходы от рекламы (с условием размещения в них государственной рекламы). Ежедневные и еженедельные газеты Норвегии освобождены от налога на добавленную стоимость и налога на доход от розничной продажи. Журналов это послабление не касается, хотя постоянно ведется дискуссия о необходимости предоставления и им такой льготы. 

Ред.: Цифровая и печатная  периодика находятся в разных условиях налогообложения, не так ли?

Д.В.: Любопытно, что в большинстве стран на цифровую периодику распространяется стандартная ставка НДС. Любые новостные приложения, платные доступы к сайту, подписка на онлайн-материалы и т. д. облагаются обычным налогом. Это также можно расценивать как поддержку печатных СМИ в ущерб цифровым. Правда, сейчас в правительственных и профессиональных кругах Европейского союза активно обсуждается вопрос введения налоговых послаблений и для цифровых СМИ. 

Ред.: Дмитрий Владимирович, чтобы до конечного потребителя дошла информация, печатное издание мало простосоздать, его нужно доставить. Есть ли какие-то налоговые преференции для компаний, занимающихся доставкой и транспортировкой?

Д.В.: Немалую помощь печатным СМИ оказывает и создание режима благоприятствования для 

смежных отраслей. Например, в Германии услуги по транспортировке и распространению печатной продукции (кроме почтовой доставки) считаются общественно полезными и освобождаются от уплаты НДС. Такую льготу могут получить только объединения издателей (по территориальному признаку: региональные или местные), создающие собственные дочерние компании по распространению прессы. Причем эти компании обязаны предоставлять свои услуги по единым тарифам для всех, даже сторонних, издателей. Эта схема обеспечивает дистрибьюторам снижение тарифов, а региональным изданиям – высвобождение дополнительных денежных средств.

Ред.: Теперь вопрос к Вам, Александр Владимирович. Считаете ли Вы справедливыми такие льготы и как относится общество к ним, одобряет ли?

А.В.: Любопытно, что ни в профессиональном сообществе Европы, ни в околовластных кругах нет сомнений в справедливости предоставления прессе таких льгот. Споры ведутся о том, справедливо ли не предоставлять их цифровым средствам массовой информации. Пока ни в одной стране к единодушному решению по этому вопросу не пришли.

Ред.: Насколько существенна государственная поддержка для отрасли прессы?

А.В.: На этот вопрос дало ответ исследование1, проведенное Расмусом Нильсеном и Гиртом Линнебанком. В нем отмечается, что косвенная поддержка печатных СМИ, например Великобритании, выражающаяся в нулевом НДС, в 2008 году составила 748 млн евро. В Германии ставка НДС ниже стандартной – и это принесло газетно-журнальной отрасли 525 млн евро в 2008 году. Во Франции общая выгода от сниженного НДС, ряда других налогов и льготных почтовых тарифов составила в том же году 801 млн евро. Поглядим и с другой стороны. Вот какой пример приводит в своем блоге Дон Браун, т о п - м е н е д ж е р iSubscribe.co.uk, крупнейшей компании, продающей подписку на журналы онлайн. В 2011 году медиагруппа Future на продажах заработала 80 млн фунтов стерлингов. Если бы вдруг льготы для прессы были отменены, то компании пришлось бы выплатить от 4 млн до 16 млн фунтов стерлингов – в Соединенном Королевстве ставка НДС может составлять от 5 до 20%. Если принять условие, что 5-процентное возрастание цены приводит к падению продаж на 2%, то при введении НДС 5% группа Future будет продавать на 700 тысяч экземпляров в год меньше. НДС 20% срежет продажи за целый месяц.

Ред.: А дорого ли обходится государствам такая помощь прессе?

А.В.: В масштабах бюджета целой страны объем недополученных вследствие нулевого или льготного налога на добавленную стоимость для периодической печати денег практически незаметен. Между тем для каждой конкретной издательской компании льготы – это огромная помощь.

Ред.: Александр Владимирович, как обстоит ситуация с налогообложением СМИ в России?

А.В.: Налоговая практика в отношении печатной прессы разительно отличается от опыта зарубежных стран. Налоги у нас пока не выполняют общественно полезной функции поддержки и стимулирования СМИ, полиграфии, книгоиздания и распространения периодической печати. В России, к сожалению, НДС на прессу составляет 10% при розничных продажах и 18% при подписке на газеты и журналы. А чрезвычайно высокие отчисления в социальные фонды являются для медиаотрасли поистине неподъемным грузом. В условиях падения интереса к чтению, особенно среди молодежи, ухудшения спроса на печатную прессу и книги было бы принципиально важным ввести и в нашей стране льготное налогообложение для медиаотрасли. Это было бы оправданно не только в целях повышения культурного уровня населения, формирования основы для духовного подъема, но и в целях обеспечения информационной безопасности страны. 

Ред.: Спасибо за интересную беседу.

 

Материал подготовила Надежда Лазарева, «эж-ЮРИСТ»