Киоски прессы можно спасти от краха, если издатели возьмут на себя затраты по логистике

4 апреля с.г. на отчетно-выборной конференции ГИПП выступил председатель правления АРПП Оськин А.В. Он посвятил свое выступление проблемам спасения киосковых сетей прессы в России.

Докладчик отметил, что число киосков прессы в стране стремительно сокращается, уменьшившись с 42 тыс. до 30 тыс. Средняя скорость уничтожения этих объектов – 10 киосков в день. Региональные чиновники под различным предлогом ликвидируют объекты прессы, часто выполняя заказ крупного ритейла, выживающего с рынка всю мелкую розницу как своих конкурентов.

Наиболее благополучным оазисом в этом качестве является Москва, где за прошедший год число киосков прессы не только не уменьшилось, но и немного выросло. Однако этот процесс омрачается тем, что 30% киосков прессы в Москве не работают, прежде всего по экономическим причинам: крайне низкая рентабельность, отсутствие кадров киоскеров и др. 

Падение спроса на печатную продукцию и ограничение ассортимента товаров в киосках прессы привели к падению рентабельности киосков прессы по всей стране. В регионах РФ имеются примеры, когда рентабельность киосков прессы достигает -27%, а в лучших объектах не превышает 2-3%. По Москве хороший киоск имеет месячный валовый доход (данные IV кв. 2012г.)  57 тыс. рублей, а суммарные затраты на киоск – 55,5 тыс. рублей.  В этих затратах 26 тыс. рублей – зарплата киоскера с налогами, 9 тыс. рублей – затраты на логистику. 

Оськин А.В. привел ряд примеров тяжелейшего экономического процесса по стране, наблюдающегося в каналах распространения печатной продукции. Далее он отметил, что при сохранении имеющегося положения вещей киоски как основные каналы распространения прессы закроются по всей стране. Это подтверждают факты начавшихся банкротств предприятий по распространению прессы как в Москве, так и в регионах РФ.

Спасение каналов распространения газет и журналов должно быть важнейшей задачей издательского сообщества. «Я обращаюсь к делегатам конференции ГИПП, к руководству Гильдии, - сказал Оськин А.В. - Нужно незамедлительно повернуться лицом к системе распространения печатной продукции и помочь ей в сложившейся кризисной ситуации. Есть ли реальные механизмы поддержки киосков прессы? Безусловно! И они заключаются в том, чтобы издатели взяли на себя затраты по логистике своих изданий как прямого, так и обратного потоков».

В Европе есть такой опыт, когда в условиях действия договора комиссии издатели берут на себя все затраты распространителя прессы, гарантируют ему доходность, но при этом контролируют тиражи и цены. Применительно к России, где в розничных продажах в основном применяется договор купли-продажи, можно говорить о квази-договоре комиссии, т.е. частичной   компенсации со стороны издателя затрат распространителя и получении взамен   соответствующих  преференций в части тиражной и ценовой политики. 

Далее Оськин А.В. поддержал прозвучавшую на конференции Гильдии инициативу по разработке «дорожной карты» по решению острых отраслевых проблем, но подчеркнул, что это долгосрочная программа, которую предстоит реализовать общими усилиями. Но вместе с тем спасение киосков прессы является первоочередной задачей отрасли, поскольку ликвидация каналов распространения прессы обрекает ее на серьезные потери в сфере розничных продаж.

Пресс-служба АРПП