Налоговые льготы для российских СМИ, похоже, следует дифференцировать. В Госдуме будет создана рабочая группа по реформированию льготы НДС в отношении периодических печатных изданий, которая займется разработкой предложений на этот счет. К такому мнению пришли участники Экспертного совета комитета Госдумы по бюджету и налогам, заседание которого состоялось 4 апреля в нижней палате парламента. Напомним, что в думский комитет было направлено соответствующее протокольное поручение, когда встал вопрос: насколько публикация платной рекламы секс-услуг, которая имеет место в «МК», соответствует статусу издания, поддерживаемого государством?
Итак, на сегодняшний день все российские СМИ, за исключением рекламных и эротических, пользуются льготной системой налогообложения: минус 10% от ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Ежегодно бюджету страны это обходится в 8 млрд. руб., заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
По мнению вице-спикера Госдумы, замсекретаря генсовета «Единой России» Сергея Железняка, прежде всего необходимо перейти к адресному подходу при этом, не отдавая эти деньги Минфину. «Мы не должны позволить Минфину забрать эти деньги. Они должны передавать адресно – конкретным изданиям», – сказал депутат. Деньги должны распределяться не всем по капле, а прежде всего самым социально значимым проектам. На сегодняшний день это не так, и многие социально полезные направления помощи от власти не получают.
Также о пересмотре существующего набора мер государственной поддержки СМИ говорила первая заместитель главы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, заместитель секретаря генсовета «Единой России» Ольга Баталина. «Средства массовой информации, – подчеркнула она, – важный инструмент объективного информирования граждан о жизни России». «Между тем есть СМИ, которые публикуют на своих полосах информацию экстремистского характера, – заметила Баталина. – Поэтому мы должны понимать, распространение какой господдержки мы стимулируем с помощью СМИ».
Необходимо лишить налоговых льгот те издания, которые косвенно способствуют публикации объявлений эротического характера, считает первый зампред думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов. «Внутри СМИ действуют фактически рекламные агентства, которые занимаются размещением рекламы, при этом иногда без участия главного редактора. Законодательно их работу сложно регламентировать», – отметил депутат.
Льготу по НДС, по словам Маркелова, получают такие предприятия, которые производят масло, сахар, детскую продукцию, – например, пеналы, счетные палочки. При этом он указал, что в ряду таких СМИ оказываются и издания, публикующие информацию эротического характера. Это абсурд, полагает депутат.
В свою очередь, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадий Кулик призвал не забывать, что СМИ при всей своей специфичности остаются коммерческими предприятиями, поэтому «бюджетная поддержка СМИ должна быть прозрачной и иметь четкую целевую направленность».
«Эта сумма (8,5 млрд. руб., которые ежегодно тратятся на льготы для СМИ. – «НГ») сопоставима с той, которую государство выделяет на закупку технических средств реабилитации инвалидов. В стране – 13 миллионов инвалидов. И если для больших СМИ, публикующих рекламу сомнительного содержания, такая поддержка несущественна, то для инвалидов она принципиальна», – считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Владимир Крупенников.
Резюмировал итоги заседания Андрей Макаров. «На заседании Экспертного совета был поднят большой пласт вопросов. Мы специально не общались сегодня с представителями СМИ, потому что тогда бы дискуссия свелась к тому, нужны или нет налоговые льготы. Сегодня мы обозначили ряд проблем, которые будут обсуждаться затем в рамках рабочей группы, – заявил депутат. – Они становятся предметом злоупотреблений. Надо подумать о более адресных способах поддержки. При этом уровень поддержки не надо снижать. Поддержка СМИ налоговыми средствами – это не поддержка самих СМИ, а поддержка конституционного права людей на получение информации».
Николай Сорокин
Источник: Независимая газета