Поводом для заседания Экспертного совета стало протокольное поручение группы депутатов Госдумы от 22 марта. В нем речь шла о действующей ныне 10-процентной льготе на налог на добавочную стоимость (НДС) для всех СМИ, кроме эротических и рекламных. По мнению депутатов, «подобная льгота является, по сути, общественным кредитом для владельцев средств массовой информации и предполагает ответственное отношение к ее использованию». И эта мера поддержки действует даже, несмотря на экономические трудности.
Однако, как пишут авторы обращения, «мы зачастую сталкиваемся с тем, что некоторые СМИ, охотно принимая помощь от государства, используют предоставленные им возможности для собственной наживы, не брезгуя никакими способами получения доходов, в том числе, предоставляя свои рекламные площади под рекламу интимных услуг». Речь, очевидно, о скандале с газетой «Московский комсомолец», где депутаты обнаружили откровенные рекламные объявления об интим-услугах.
Экспертный совет согласился с тем, что от нынешней системы поголовного предоставления налоговой «скидки» для прессы нужно отказываться.
Например, замсекретаря генсовета «Единой России», первый замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина полагает, что в нынешнем виде методика распределения субсидий недостаточно эффективна. «Мы должны понимать, распространение какой господдержки мы стимулируем с помощью СМИ, - сказала она. - Возможно, надо изменить подход к субсидированию СМИ. Возможно, надо изменить некоторые инструменты. Надо подумать о то, что существующий набор мер господдержки и ее форм недостаточно эффективен. Может быть, надо вводить другой набор».
В свою очередь, первый зампред думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов напомнил, что традиционно льготополучателями являются производители социально полезной продукции, например, школьных товаров для детей. При этом СМИ, которые публикуют на своих страницах объявления об оказании секс-услуг, к такому типу предприятий отнести сложно.
«Внутри СМИ действуют фактически рекламные агентства, которые занимаются размещением рекламы, при этом иногда без участия главного редактора. Законодательно их работу сложно регламентировать. Между тем, такие публикации аморальны. Расследовать ситуации, связанные с публикацией проституции, порнографии в СМИ должны правоохранительные органы, - отметил депутат. – Поэтому необходимо юридически работать, необходимо прописать формулировку». «Главное, чтобы меры не коснулись изданий, не публикующих подобную информацию», - добавил Маркелов.
За адресность в распределении налоговых льгот в СМИ выступил и глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, добавив, что полностью от таковых отказываться нельзя.
«Поддержка СМИ налоговыми средствами – это не поддержка самих СМИ, а поддержка конституционного права людей на получение информации, - пояснил он, добавив, что и допускать, чтобы эти льготы «становились предметом злоупотреблений» нельзя.
«Надо подумать о более адресных способах поддержки. При этом уровень поддержки не надо снижать», - заключил он.
А вице-спикер Госдумы, замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк предложил за счет адресного перераспределения субсидий, распространить льготы для СМИ и на книгоиздателей, публикующих, например, детские учебники. На сегодняшний день они налоговыми послаблениями не пользуются. «Чтобы налоговые льготы были эффективными, они должны быть адресными, - подчеркнул депутат. - Они должны передаваться адресно – конкретным изданиям. Депутатам было бы полезно услышать эти предложения».
Источник: ПОЛИТ.РУ