В продолжение диалога, начатого в рамках IV Евразийского транспортно-логистический форума «Барьеры и точки роста для транспортной инфраструктуры России», Почта России организовала открытую дискуссию на тему «Качество почтовых услуг: особенности российской логистики».
4 апреля 2013 года, в пресс-центре ВГТРК собрались политики, эксперты, представители общественных организаций для обсуждения проблем роста и путей преодоления отставания в развитии сферы предоставления услуг, в том числе дистанционной торговли.
Алексей Митрофанов, Председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи подчеркнул, что современная почта – это комплекс дополнительных услуг – от финансовых до государственных. Она выполняет важнейшие социальные функции, объединяет страну и поэтому стратегически важна для государства.
Однако высокий износ инфраструктуры федеральной почтовой связи, устаревшая технологическая база и высокая доля ручного труда сдерживает переход отрасли на новый качественный уровень. А в условиях резко возросших объемов ежедневный труд работников почты начинает граничить с героизмом и самопожертвованием.
«Почтальоны – это социальные работники. Тем почтовым отделениям, где тяжело, нужно искать помощи у местных властей и отделений партий. По нашим ожиданиям, в апреле будет внесен законопроект о почтовой связи. Он касается огромной отрасли, в которой работают сотни тысяч человек и мы как законодатели относимся к принятию этого закона с большой ответственностью», – говорит Алексей Митрофанов
Позицию председателя комитета относительно социальной роли почты поддержал Александр Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России». Он также отметил важность модернизации национальной инфраструктуры почтовой связи для развития рынка дистанционной торговли.
«Сегодня наступил переломный момент. Существующая инфраструктура изношена на 60% и уже не может качественно обслуживать лавинообразно растущий поток посылок с товарами. И это неизбежно станет тормозом дальнейшего развития дистанционной торговли в России, если мы не решим эту проблему. У нас большой нереализованный потенциал, однако нужны серьезные инвестиции в инфраструктуру федеральной почтовой связи для того, чтобы обеспечив требуемый уровень качества, стимулировать рынок и догнать развитые страны по такому показателю как количество посылок на душу населения в год. Этот вопрос системный и решаться он должен системным образом», - подчеркнул Александр Тимофеев.
Обсуждая возможности альтернативной инфраструктуры участники дискуссии высказывали закономерное сомнение в возможности построения аналогичной государственной системе федерального оператора с частными инвестициями. Это крайне затратное и долгосрочное мероприятия без ясных перспектив по возврату инвестиций. Представители бизнеса, имеющие собственный опыт в создании системы логистики, также поддержали необходимость модернизации почтовой логистики.Нина Могилевская, директор службы доставки OZON Holdings отметила: «Мы заинтересованы в развитии почты в России, т.к. видим в этом перспективу развития и расширения нашего бизнеса на всей территории страны».
Однако чтобы построить доступную по ценам, эффективную и оперативную систему доставки товаров населению такой большой страны недостаточно просто обновить парк машин Почты России или автоматизировать сортировку, чтобы система работала эффективно, нужно стратегическое взаимодействие между всеми участниками этого процесса: стремительно развивающейся электронной коммерции, государства, транспортных и логистических компаний. Об этом говорил Глеб Шуклин, заместитель руководителя отдела стратегических разработок Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК): «Очень важно, чтобы национальный оператор больше работал с субъектами рынка, собирал и анализировал обратную связь в постоянном режиме. Уверен, что в одиночку не решить такую масштабную проблему. Оперативная доставка товаров по всей стране, продуманная логистика почтовой инфраструктуры, гарантии качественного сервиса на последней миле — все это является залогом успешного роста бизнеса, но не может быть проблемами только Почты Росси. Поэтому только в связке государство, бизнес, Почта России можно получить заметные сдвиги в росте электронной торговли».
Не замедлит сказаться позитивный процесс и на отношении людей к поставщикам услуг. По информации Эллы Борисовой, руководителя направления бизнес-исследований ВЦИОМ наши граждане демонстрируют лояльное отношение и замечают изменения: «В прошлом году наши независимые исследования проводились по 10-балльной шкале. Удовлетворенность потребителей качеством Почты России достигает 7 баллов. Это говорит о том, что мы понимаем, что такое почта, что от нее ожидать и за какие деньги. Мы также измерили оценку близости Почты России к идеалу. Это - 5.7 баллов. Это также говорит о том, что пользователи почты увидели изменение качества обслуживания. Да, повышение качества небыстрое, но оно стабильно происходит».
Главный вывод, к которому пришли участники дискуссии - нужна консолидация усилий. От законодателей - адекватный закон, а от бизнеса и правительства – действий, которые смогут решить значительную часть инфраструктурных проблем отечественного рынка доставки без ущерба для социальной составляющей. Без государственной поддержки развитие стратегического предприятия невозможно.
Источник:Пресс-служба ФГУП Почта России