Дмитрий МАРТЫНОВ, Александр ОСЬКИН. "Почтовая доставка подписки за рубежом: секрет успеха"

Почтовая служба в нашей стране, похоже, расширила список главных национальных бедствий, войдя в него под третьим номером. Поругивать «Почту России» стало для нас уже делом привычным – не справляется с вызовами времени, работает медленно… В этом месте обычно следует рассказ о том, как хороша почта в других странах. Но часто ли мы задумываемся о том, чем обеспечен успех почтовой службы в Европе или Америке?

Не будем касаться инфраструктуры – итак понятно, что 260 тысяч почтовых фургонов, имеющихся в распоряжении United States Post Service (USPS), эффективнее 18 тысяч автомобилей «Почты России». Рассмотрим некоторые финансовые нюансы доставки подписных изданий в Западной Европе и за океаном.

ФРАНЦИЯ

Периодика здесь обласкана особенным вниманием государства. Не обошли стороной и почтовую доставку. Французская пресса пользуется льготными тарифами при рассылке и распространении изданий через почту, причем эти тарифы применяются для ежедневных и еженедельных газет и журналов общей и политической информации.

Кроме этого, дополнительную скидку получают национальные ежедневные газеты с небольшими рекламными возможностями и местные газеты с ограниченной публикацией платных объявлений. А с 2009 года государство компенсирует издателям рост почтовых тарифов. В 2010 году расходы государства на распространение прессы через почту составили в сумме около € 200 млн.

К слову, Франция поддерживает и систему курьерской доставки прессы, рассматривая ее как эффективный инструмент развития подписки. С € 8 млнв год госсубсидии курьерской доставке выросли в 2009 – 2011 гг. до € 70 млн, затем сократились в 2012 году до € 45 млн. Теперь государство обязалось поддерживать ежегодную помощь на уровне €37,2 млн с 2013 по 2015 год включительно. Госпомощь системе курьерской доставки прессы на 80% оказывается региональным ежедневным изданиям, которым она помогла пережить кризис 2009 года.

ГЕРМАНИЯ

В Германии государство частично компенсирует стоимость почтовой пересылки периодических газет и журналов. Так, доставка одного еженедельного издания за полугодие обходится в €5,76, тогда как доставка любого другого непериодического типа корреспонденции за тот же период будет стоить €24. Через почту в Германии реализуется около 90% всех журналов, но этот вид доставки не используется для распространения ежедневной прессы.

ШВЕЙЦАРИЯ

Почтовые субсидии введены и в Швейцарии. Льготные почтовые тарифы распространяются на газеты и журналы, которые отвечают ряду специфических требований в соответствии со статьей 15 Закона о почте (косвенные субсидии прессе).

Наиболее важные критерии: отправка тиражей подписчикам; минимальный тираж в 1 000 копий; периодичность – минимум раз в неделю (региональная/местная печать) или ежеквартально (некоммерческие издания); максимальный тираж в 40 000 экземпляров (региональная/местная пресса) или 300 000 копий для общегосударственных; актуальность, публицистическое содержание; акцент не на бизнесе и рекламе.

 Решение о том, какое издание получит субсидию, принимает Ofcom – Федеральное ведомство коммуникационной отрасли. Swiss Post, почта, таким образом, освобождается от двойной роли и остается только поставщиком услуг. Вместе с тем Swiss Post несет убытки. В 2011 году дефицит бюджета организации составил около CHF € 101 млн. Почтовая служба страны просит разрешения поднять тарифы для компенсации убытков.

ИТАЛИЯ

Италия в конце 2012 года выделила национальному почтовому оператору Poste Italiane € 1,56 млрдза оказание универсальных почтовых услуг и снижение тарифов в период с 2009 по 2011 годы.

По информации агентства MarketWatch, € 1,1 млрдвыплачены за оказание Poste Italiane универсальных почтовых услуг, и € 458 млн – в качестве компенсации за снижение в обозначенный период почтовых тарифов для издателей, некоммерческих организаций и участников предвыборных кампаний.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Англии снижены почтовые сборы для доставки подписных изданий. Правда, стоит отметить, что данная льгота не дает ощутимых результатов, поскольку доля подписки остается достаточно низкой – всего 12% от общих тиражей.

США

Напротив, в Соединенных Штатах Америки большинство тиражей распространяется по подписке, на долю которой приходится около 85% всех распространяемых экземпляров газет и журналов.

Система поддержки почтовой доставки подписных экземпляров сложилась более 200 лет назад, когда формировались базисные принципы свободы слова в Америке. Власть стремилась обеспечить свободный и льготный доступ к печатному слову на всей территории страны. С тех пор подписные издания доставляются государственной почтой по минимальным ценам за счет дотаций из федерального бюджета.

Субсидирование тарифов почты на доставку газет и журналов началось в Америке в феврале 1792 года, когда Джордж Вашингтон подписал закон о создании почты (Postal Service Act). Согласно этому закону правительство субсидировало доставку газет для улучшения информирования населения штатов о событиях, происходящих в государстве. В 1794 году в закон внесли поправку по субсидированию доставки журналов. Стоимость доставки газет и журналов для подписчика была ниже себестоимости за счет госдотаций.

В 1960-х годах расходы на доставку прессы на три четверти компенсировались за счет бюджетных средств. Ежегодно на эти нужды тратилось более $ 400 млн, что в сопоставимых ценах сегодня равняется $ 2 млрд.

В результате реформы почты в 1970 году правительство урезало государственную помощь, хотя до сих пор выделяет существенные средства на субсидирование подписных тиражей, считая этот вид товаров социально значимым. Отметим, что сегодня и американская почта несет убытки – ничего не поделаешь, влияние Интернета распространяется на все сферы жизни.

КАНАДА

В Канаде долгое время работала Программа поддержки национальных издателей – Publishers Assistance Program (РАР). Помимо прочего, с помощью PAP дотировалась доставка журналов с собственно канадским содержанием подписчикам. Эту программу финансировали три участника – ассоциация Magazines Canada, объединяющая издателей, федеральное правительство и почту.

Вклад почты составлял $ 15 млн ежегодно, или четверть всего бюджета программы. В обмен на это почтовое ведомство получало эксклюзивное право доставки подписных тиражей, участвующих в программе изданий.

Согласно условиям программы, издатели высокотиражных журналов оплачивали лишь 53% от стоимости доставки издания, издатели низкотиражных журналов оплачивали 36%, остальную часть вносило государство в виде субсидий.

Но в апреле 2010 года программа поддержки национальных издателей была свернута. Вместо нее была разработана программа прямого субсидирования издателей. Издатель может потратить грант, полученный от государства, на любые цели по своему усмотрению, в частности, на дистрибуцию, продвижение, создание цифровых приложений и т.д. Таким образом, сегодня для того, чтобы доставить журнал до подписчика, издателю не обязательно прибегать к услугам канадской почты, он может воспользоваться любым логистическим оператором.

РОССИЯ

«Почта России» с 2008 года тоже получает субсидии от государства – примерно 3 млрд рублей. Это позволяет почте удерживать тарифы на доставку подписных изданий неизменными все это время, но не более. Доставка подписки не приносит дохода почтовикам, развивать инфраструктуру не на что. Да и вообще вся деятельность почты сегодня в сфере подписки не то что малоприбыльна, но прямо убыточна.

Это, скорее, социальная миссия, а не коммерческая деятельность. Альтернатива же почте – частные логистические компании – вполне могут предоставлять более качественные услуги. Осталось только самим себе ответить на один вопрос: готовы ли мы соответствующим образом их оплачивать.

ИТОГИ

Мировой опыт показывает, что эффективная почтовая служба не может быть выстроена без участия государства. Только государственные инвестиции способны обеспечить строительство эффективной и современной почтовой инфраструктуры.

Вместе с тем, модернизированная почта, оказывающая высококачественные услуги, становится прибыльным предприятием. Но даже и тогда доставка подписных тиражей остается исключением: коммерческие тарифы делают бессмысленной саму идею подписки, а значит, заинтересованные стороны (власти или, как в Канаде, объединения издателей) вынуждены выделять субсидии на их снижение. Будем надеяться, что в ходе готовящейся реформы «Почты России» будут учтены особенности и потребности института подписки на прессу.

 

Авторы: Дмитрий МАРТЫНОВ, президент АРПП,

Александр ОСЬКИН, председатель правления АРПП

Источник: Журнал «Новости СМИ»,  №7(364), 1 апреля 2013 г.