Издатели и распространители обсудили будущее рынка прессы в России

4 апреля с.г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках делового форума «Качественная пресса России и перспективы её развития» состоялся круглый стол «Распространитель и издатель: есть ли будущее?».

В нём приняли участие главные редакторы более 300 изданий из разных регионов России, руководители подписных агентств, а также представители ФГУП «Почта России». Организатором круглого стола выступила Ассоциация распространителей печатной продукции.

Мероприятие открыл А.В. Оськин, председатель правления АРПП. Он заметил, что положение на рынке печатных СМИ в настоящее время трагичное. Киоски прессы уничтожаются со скоростью 10 торговых объектов в день. Власть на местах борется с отраслью и каналами дистрибуции печатной продукции. Экономика издательского и распространительского бизнеса стремительно падает, что представляет серьёзную угрозу информационной безопасности России и духовности её граждан. А.В. Оськин призвал всех участников круглого стола попытаться выявить причины такого положения на рынке печатных СМИ и найти пути выхода из кризиса.

Доклад на тему «Рынок печатных СМИ. Сегодня и завтра» представила Т.В. Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр». Она рассказала о структуре рынка, его основных тенденциях и экономических показателях. В докладе была представлена Концепция развития розничного распространения периодической печати в России на период до 2020 года, разработанная АРПП.

С информацией об Альянсе в поддержку института подписки на газеты и журналы, созданном 13 марта с.г., выступил председатель Координационного совета Альянса В.В. Керов. Он озвучил план работы организации,основными целями которой являются увеличение подписных тиражей, доступность подписки для потребителей и повышение интереса к чтению у россиян.

А.В. Оськин заметил, что Россия является страной почтовой подписки. Развитие данного направления распространения печатной продукции является социально важным и обеспечит реализацию конституционного права граждан на свободный доступ к информации.

Далее М.В.Соболева, руководитель отдела по работе с филиалами департамента по подписке ФГУП «Почта России», рассказала о ситуации на рынке подписки в 2012 году. В этом сегменте медиаотрасли тенденции также крайне негативные: снижение плотности подписки на 1000 человек, ухудшение качества доставки подписных тиражей и недостаточность государственного субсидирования. Однако в настоящее время ФГУП «Почта России» ведёт работу по оптимизации и улучшению качества предоставляемых услуг.

После выступления докладчиков состоялся обмен мнениями по проблематике круглого стола. В прениях выступили И. Ю. Фетисова, начальник отдела подписки ИД «Бурда»; Н.Н. Скворцова, генеральный директор «Дом Прессы» (г. Рязань); В.И Дальников, главный редактор газеты «Белгородская правда»; Н.Н. Стрельцова,руководитель группы «Периодическая печатная продукция»интернет-магазина Read.ru; В.В. Николаев, ООО «Агентство МК», Д.Н. Пименов, директор РИА «Воронеж»; Г.Г. Роор, главный редактор газеты «Вечерний Барнаул»; О.В. Пасечная, заместитель редактора газеты «Наша газета - Бессоновские известия». Многие выступающие высказывали критические оценки качеству доставки подписных изданий, давали предложения по снижению стоимости доставки. Одним из возможных эффективных вариантов снижения подписных тарифов для населения могло быть субсидирование подписки со стороны региональных бюджетов. 

А.В. Оськин подвёл итоги дискуссии и отметил, что для развития отрасли необходима серьёзная государственная поддержка СМИ, консолидация усилий всех игроков рынка и применение на практике Концепции развития «360°» в издательско-распространительском деле. Он также отметил, что важной перспективой развития института подписки в стране является внедрение адресной системы подписки, широко применяемой в европейских странах. Карточная система подписки, как наследие советской власти, остается анонимной для издателей, но имеет низкую стоимость. Надо общими усилиями вместе с Почтой России выработать новую экономичную модель адресной подписки в России, которая будет иметь большое будущее. 

В сфере подписки также необходима модернизация с учётом зарубежного опыта и улучшение качества предоставляемых услуг. Именно эти задачи ставит перед собой Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы, программу действий которого поддержали участники круглого стола. 

По итогам мероприятия собравшиеся  приняли Рекомендации, реализация которых позволит сохранить и обеспечить развитие рынка печатных СМИ в России.

Фотоотчёт о круглом столе «Распространитель и издатель: есть ли будущее?»

 

Пресс-служба АРПП