Все мы – издатели, полиграфисты, распространители, сказала она, - звенья одной цепи, единый организм, работающий 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, без праздников и выходных на индустрию доставки новостного контента до потребителей. По сути, наша система аналогична службам 01, 02, 03.
По данным Роскомнадзора, в РФ зарегистрировано около 66 тыс. печатных изданий. Каждый год по стране регистрируется около 4 тыс. новых наименований, а закрывается порядка 5-6 тыс. В эту статистику входят и показатели по СЗФО, на территории которого зарегистрировано более 8 тыс. печатных СМИ. В Санкт-Петербурге выпускается около 100 газет и 150-ти журналов. Все крупнейшие федеральные издательства, в том числе и социально-значимые, имеют в городе свои региональные редакции.
На издательский сегмент рынка наиболее существенное влияние оказывают следующие факторы:
- сокращение рекламных бюджетов;
- сокращение тиражей;
- увеличение затрат на производство;
- развитие интернет-технологий.
И.Н. Васильева прокомментировала проблемы, негативно влияющие на работу системы производства и распространения газетно-журнальной продукции. Питерские издатели достойно, по её словам, пережили экономический кризис – они не закрывали и не замораживали издательские проекты. Сумели преодолеть испуг от наступления цифрового формата. Позже родилось понимание, что электронные и печатные новости могут развиваться параллельно. Интерес к печатному слову на бумаге в традиционном формате сохраняется. В связи с этим, подчеркнула И.Н. Васильева, представляется вполне обоснованной точка зрения одного зарубежного коллеги, который утверждает, что «печатные издания должны опасаться электронных собратьев ровно настолько, насколько лестницы должны бояться лифтов».
Следующее звено в упомянутой выше цепочке – полиграфия, имеющая в Санкт-Петербурге давние традиции. В настоящее время в городе зарегистрировано 425 типографий. Кроме того, в отрасли работает около 100 предприятий, поставляющих типографиям сырье, оборудование, а также разрабатывающих современные технологии. Порядка 50 процентов выполняемых на питерских политкомбинатах работ составляют федеральные заказы. Отпечатанные по этим заказам издания распространяются по всей России.
Проблемы в полиграфической сфере объясняются следующими причинами:
- ужесточение конкуренции;
- давление со стороны зарубежных типографий;
- недозагрузка предприятий, потенциал которых используется лишь на 60-70 процентов;
- высокий риск сокращения в связи с уменьшением количества точек продаж.
Особую тревогу вызывают процессы, происходящие в системе розничного распространения прессы. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге функционирует около 1000 киосков прессы, порядка 150 минимаркетов, продающих периодику. Пресса также присутствует в сетевом ритейле: гипермаркетах, супермаркетах, на АЗС. Таких мест продаж насчитывается около 1,5 тыс.
Количество сотрудников, работающих в системе распространения – около 15 тыс. человек. Это киоскеры, продавцы, сотрудники складской и транспортной логистики, мерчандайзеры, супервайзеры, менеджеры по управлению товародвижением, маркетологи, топ-менеджеры. Объем рынка распространения за 2012 год составил 5,1 млрд. руб., за последний год тираж проданных изданий составил 159 млн. экз., причем тираж газет, в т.ч. и социально-значимых изданий, составил 96 млн. экз.
Так же как и на других площадках российского рынка распространения печатной продукции, в Санкт-Петербурге происходит:
- сокращение количества специализированных объектов прессы;
- сокращение количества проданных тиражей;
- снижение рентабельности всех форматов распространения периодической печати.
Далее И.Н. Васильева проанализировала ряд причин, по которым, как она выразилась, город может потерять половину действующих киосков.
Первая из причин возникла в результате принятия в сентябре 2012 года правительством Санкт-Петербурга постановления №1045. Согласно этому документу, торговые объекты, в том числе и киоски прессы, не могут находиться в охранных зонах инженерных сетей (тепло- и энергоснабжение), на тротуарах шириной менее трёх метров, а также на расстоянии ближе пяти метров от пешеходных переходов. В условиях мегаполиса, имеющего разветвлённую структуру инженерных коммуникаций, выполнить это требование крайне затруднительно.
И.Н. Васильева привела конкретные примеры удаления с привычных мест киосков прессы, которые, как и большинство городских киосков, были размещены в охранных зонах инженерных сетей. Весьма показателен один случай, когда были получены согласия на продление договора аренды от всех инстанций (тепловых, водопроводных, канализационных сетей) кроме ГУПП «Водоканал Санкт-Петербурга». Иначе чем формализм чистой воды оценить этот факт нельзя.
По мнению И.Н. Васильевой, ещё одну реальную угрозу киоскам прессы представляют так называемые торги, на которых с 1 января 2013 года решается вопрос о предоставлении в аренду земельных участков для размещения новых киосков. В связи с этим, при появлении необходимости перемещения киоска на новое место земельный участок может быть предоставлен прежнему арендатору по цене, многократно превышающей прежнюю ставку аренды.
Более того, арендатор может легко потерять земельный участок в результате действий недобросовестных лиц, которые, маскируясь под распространителей периодики, выигрывают торги, а спустя определённое время начинают вместо газет и журналов продавать совершенно иные товары.
В Санкт-Петербурге практикуется довольно незамысловатая экономическая форма давления на распространителей прессы. Речь идёт о стоимости подключения киосков к электроэнергии. С учётом согласования точки подключения, оплаты услуг по присоединению и выполнению проекта стоимость составляет 100 000 рублей.
Однако официальное заключение договора на электроснабжение возможно только при наличии договора аренды, срок получения которого 3-6 месяцев после начала его действия. Таким образом, довольно длительное время киоск находится на безучётной форме оплаты, а это предполагает наличие особых тарифов по оплате электроэнергии.
Если ранее по фактическому потреблению ежемесячная стоимость оплаты за электроэнергию в 1 киоске составляла 1 741 руб., то при новых правилах расчёта стоимость возрастает почти в 6 раз и достигает 11 606 руб.
Ещё одним существенным фактором увеличения затрат является плата за подключение к опорам наружного освещения. В 2012 году двум коммерческим организациям без какого-либо конкурса были переданы на обслуживание городские опоры наружного освещения. В результате эти структуры получили монопольное право единолично размещать и обслуживать оборудование на опорах наружного освещения Санкт-Петербурга и, в свою очередь, устанавливать за это монопольно высокие цены. При этом отсутствует какая-либо методика расчета тарифов. Стоимость индивидуальна для каждого оператора, с учётом его финансовой состоятельности и зависимости от опор.
Поскольку ситуация с киосками прессы приобретала всё более катастрофический характер, в январе 2013года прошли депутатские слушания «О сохранении и развитии инфраструктуры распространения печатных СМИ в Санкт-Петербурге». В них приняли участие издатели, распространители печатной продукции, руководители компаний, предприятий, профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга.
Итогом совещания стала договоренность сторон о создании рабочей группы с целью подготовки предложения по поправкам к постановлению правительства Петербурга №1045.
В марте 2013 года Санкт-Петербургской Ассоциацией издателей и распространителей «Балтийская пресса» было направлено письмо губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, в котором была высказана обеспокоенность тем, что Постановление №1045 Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.12, вступившее в силу 01.01.13, фактически ликвидирует около 70% действующих газетно-журнальных киосков. Автоматическое распространение требований этого Постановления и на киоски прессы не учитывает уникальность и социальную значимость данного вида торговли.
Потеря более 70% торговых точек означает полное и окончательное банкротство профессионального сообщества, и ущерб для горожан, цена которого измеряется не только деньгами, но и социальными последствиями этого разрушения.
И.Н. Васильева выразила особую благодарность издателям Санкт-Петербурга, которые практически все поддержали распространителей и подписали обращение к губернатору.
По завершении доклада Васильева И.Н. ответила на многочисленные вопросы участников конференции.
Пресс-служба АРПП