Не менее актуальными были дебаты по вопросу механизмов повышения доходности киосковых сетей, а также по вопросам «Можно ли зарабатывать на продаже газет и журналов?» и «Новые товары в киосках прессы».
Ведущий круглого стола Гаврилов С.Д., член Правления АРПП и генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», открыл дискуссию: «Сегодня 60-70% тиражей печатных СМИ распространяются киосковыми сетями. А в части регионов РФ объемы продаж через киоски прессы достигают и 80-90% от общих тиражей. Так есть ли сегодня будущее у киосков прессы, учитывая внушительные объемы продаж печатной продукции?»
В рамках обсуждения административного регулирования рынка дискуссия была широкой, высказали свои мнения как издатели, так и представители распространения. Первой выступила по теме Громадина А.Л., руководитель издательского отдела газеты «Культура». В этом вопросе издатели более оптимистично смотрят на будущее, чем распространители, сказала она. Но решать вопрос о сносе киосков нужно. Способ один — остановить снос можно только сверху, написав письмо Президенту России Путину В.В. В качестве примера г-жа Громадина привела ситуацию, которая была в 2007 году вокруг подписки и стремительного роста тарифов на доставку. Тогда издатели объединились с целью привлечь внимание властей к проблемам отрасли и выпустили в свет издания с белыми первыми полосами. Эту акцию поддержали такие крупные издатели, как «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и другие. И был достигнут результат — Почте России была выделена субсидия в размере 3 млрд. руб. в год на доставку подписных тиражей, в результате тарифы были заморожены.
Также в качестве доказательства правильности выбранного пути выхода из сложившейся ситуации Громадина А.Л. привела решение проблемы с киосками в Москве. Пока АРПП не обратилась лично к мэру города Москвы г-ну Собянину, снос киосков нельзя было остановить. Киоски вывозили с мест дислокации прямо с киоскерами. Собянин дал указание местным властям оставить киоски на прежних местах, а также выделить компенсационные места для киосков, которые оказались в зонах строительства транспортных магистралей.
Мартынов Д.В., президент АРПП, проинформировал собравшуюся аудиторию, что такие инициативы АРПП уже были предприняты на рынке. Главные редакторы встречались с Президентом страны Путиным В.В., на котором г-н Лошак, главный редактор журнала «Огонёк», затронул тему распространения прессы в России и конкретно – вопрос сноса киосков в регионах. Но вопрос не получил должно решения. Многолетние усилия по работе в этом направлении не дают положительного результата, это говорит о том, что власть не заинтересована в решении проблемы. С другой стороны, если медиасообщество ничего не будет предпринимать, то ситуация станет «угрожающей». Мартынов Д.В. призвал всех участников обратить внимание на качество решения вопроса о сохранении дислокации киосков. Можно отстоять сети, как это было достигнуто в Воронеже. Но местные власти пошли другим путем на уничтожение киосков, подняв арендные ставки, что сделало продажу прессы экономически не выгодной.
Авдонин А.В., генеральный директор ИД «Мир новостей», согласился, что выбрано правильное направление: «Нужно объединяться и общими усилиями решать вопрос на правительственном уровне, но крупные издатели не планируют объединяться. Это показала последняя отчетно-выбраная конференция ГИПП».
Подтвердил эту информацию и председатель Правления АРПП Оськин А.В., сказав что приоритетным направлением текущей деятельности ГИПП принята разработка «дорожной» карты для поэтапного решения проблем всей медиаотрасли.
Ведущий круглого стола Гаврилов С.Д. внес конкретное предложение о том, как можно быстро обратить внимание издателей на проблемы распространительского сегмента отрасли. Есть два варианта: первый — все крупные издания снять с продажи во всех киосковых сетях, второй — перестать всем киосковым сетям платить издателям. Это жесткие решения, но они гарантируют результат.
Генеральный директор ООО «ТопДистрибьюшн Сервисез» (ИД «Бауэр Медиа») Алексеенко С.В. поддержал предложение ведущего круглого стола, предложив в качестве решения проведение совместных публичных акций. В качестве примера он рассказал о медиазабастовке в Чебоксарах. Как вариант для крайнего случая Алексеннко С.В. предложил провести всероссийскую забастовку протеста.
Не все участники дискуссии поддержали эти предложения. Так, генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» (г.Санкт-Петербург») Васильева И.Н., предложила вариант более консервативный, уже испытанный — выход ведущих изданий крупных издательских домов с первыми белыми полосами. Распространители поддержат акцию, выгодно разместив издания в своих киосках. Васильева И.Н. высказалась в поддержку решения о подготовке письма г-ну Путину В.В., предложив варианты подготовленных предприятием писем мэру Санкт-Петербурга. Она призвала собравшихся выработать единое мнение о том, что нужно донести до властей: «Проблем у отрасли много, это и высокие арендные ставки, это и проблемы с электричеством, и, конечно же, снос киосков, но в письме нужно оставить одну самую важную проблему — сохранение киосков на местах прежних дислокаций». Также Васильева И.Н. обратилась к издателям с тем, что в нашей отрасли, как ни в какой другой, имеется большой незадействованный ресурс. Такого ресурса нет ни в какой другой отрасли. Дело в том, что издатели в своих изданиях мало освещают проблемы распространения. Размещение качественных и содержательных материалов на главных полосах газет и журналов заставит обратить внимание правительственных органов, так и местных властей.
По второму блоку вопросов, касающихся экономики киосковых сетей, дискуссия была не менее активной. Была озвучена как экономическая ситуация в киосковых сетях, так и варианты решения экономических проблем во Франции, предложения по расширению ассортимента киосков и введению новых товаров и услуг.
Председатель Правления АРПП Оськин А.В. в начале дискуссии рассказал о текущей экономической ситуации в киосковых сетях на московском рынке. Несмотря на то что массовый снос киосков удалось в Москве остановить, сегодня на рынке Москвы 900 киосков стоят заколоченными. Причина — экономическая. Валовый доход одного киоска прессы в Москве — 37 тыс. руб., затраты — 35,5 тыс. руб. В затратах 26 тыс. руб. - фонд оплаты киоскеров и налоги, 9 тыс. руб. - затраты на логистику. Таким образом, получается рентабельность киоска менее 1%. А в некоторых регионах есть киоски, которые работают с рентабельностью минус 27%.
Салагаев В.О., директор сети ТОО «KAZPress”, проинформировал участников круглого стола об опыте Франции в решении этого вопроса. По его мнению, нужно решать вопрос с властью только в области сохранения действующей сети и ее развития, экономические проблемы можно решить за счет привлечения рекламы. Французская рекламная компания ставит киоски прессы, размещая на них 4 панели сити-формата. Затраты на установку панелей составляют порядка $1600, т.е. вполне приемлемы. Продавцы прессы, работая в таких точках, освобождены от уплаты налогов и арендной платы. Не менее интересный вариант получения дополнительного дохода — это поставить рядом с киоском, например, скамейку с рекламой («сити-форматом»).
Не согласился с этим путем развития управляющий директор ООО «Издательство Панини Рус» Креславский Д.Я. Положительный опыт Франции не приемлем для российского рынка в силу ряда причин. Первая – это то, что во Франции, как и на всем европейском рынке, телевидение очень дорогой рекламный канал, в отличие от России. Вторая причина – на европейском рынке есть дефицит рекламный площадей, что не скажешь о российском рынке. Третья – власти не заинтересованы в развития этого направления, у нас много рекламных агентств.
Президент АРПП Мартынов Д.В. подтвердил нежелание властей отдать киоскам эти доходы. Сейчас в Москве нельзя на киосках размещать рекламу, но в свое время власти дали согласие на размещение рекламы только о печатных СМИ. Это небольшой сегмент и он не принес, к примеру, «ДМ-пресс» существенных доходов. Мартыновым Д.В. Также был затронут вопрос о расширении ассортимента киосков. Он считает, что ассортимент не должен административно ограничиваться. Сети должны иметь возможность вводить в ассортимент любые услуги и товары, ограничения должен накладывать формат и экономика (выгодно или невыгодно торговать).
В качестве положительного опыта на российском рынке Алексеенко С.В. рассказал о распространении прессы в Липецкой области. Данный опыт он предложил использовать в качестве примера адекватной политики местных властей и грамотной коммерческой политики при обращении к властям. Киосковые сети Липецка имеют низкую арендную плату, что позволяет успешного работать и развиваться.
Генеральный директор ООО «Де Агостини» Скилакис Николаос высказал мнение о необходимости повышения эффективность работы киосковых сетей, сокращая затраты и работая с фиксированной ценой издания. По его мнению, такая политика может улучшить экономику розничных продаж прессы.
Коммерческий директор ООО «АРПИ «Сибирь» Гайдецкий В.Э. предложил издателям задумать о едином дистрибьюторе в одном регионе. Сегодня по одному маршруту в свои точки ездят машины нескольких компаний. Сокращение числа дистрибьюторов даст значительную экономию в логистике.
В качестве диверсификации бизнеса киосков были предложены несколько направлений. Гавриловым С.Д. был предложен street-food, который успешно развивается в Новосибирске, а также выдача интернет-заказов. В качестве успешного товара, который поднял доход компании, был приведен пример с развитием ассортимента батареек. Ассортимент был сужен, в нем оставили очень дешевые китайские солевые батарейки и качественный бренд SP.
По итогам работы круглого стола были приняты следующие решения:
•Организовать встречу крупных издательских домов и крупных распространителей для выработки единой политики в области сохранения и поддержания распространения прессы через киоски.
•АРПП подготовить письмо Президенту Путину В.В. о необходимости сохранения киосковых сетей в России.
Пресс-служба АРПП