Формы и способы потребления информации в современном мире быстро меняются, отметил докладчик, роль Интернета растёт, но традиционные СМИ сохраняют свою жизнеспособность. Как источник информации телевидение используют 60% населения планеты, газеты – 30%, социальные сети - 29%, радио – 19%. Поскольку отсутствует стопроцентное доверие какому-то одному из этих источников, то вполне понятно, почему современный потребитель всё больше ориентируется на некий баланс между традиционными СМИ и новыми медиа, позволяющий получить оптимальный результат.
Снижение тиражей печатной прессы давно стало общемировой тенденцией. Причин тому много – от общего падения интереса к чтению до уменьшения числа рекламных кампаний по популяризации «бумажных СМИ», а в России ещё и существенного сокращения объектов по розничной реализации газетно-журнальной продукции. Взять «своё»в этих условиях пресса может только качеством контента, его хорошим эстетическим полиграфическим оформлением, а также решением проблем распространения периодики в шаговой доступности для потребителя.
Анализируя возможности применения мультимедийных форматов, Г.Н. Кудий высказал мнение, что новые интерактивные медиа расширяют сферу влияния издательского бренда и лояльность к нему аудитории. Однако опыт показывает, что без опоры на контент классических редакций СМИ такие медиа преуспели немного. В то же время традиционные - наоборот неплохо сохраняют свои рыночные позиции, в том числе за счёт активного проникновения в digital-среду.
Рынок печатной прессы России, по оценке докладчика, продолжает посткризисное восстановление, но на показатели докризисного уровня не вышел. Определённое улучшение ситуации в 2012 году было связано с некоторым ростом отечественной экономики и предложений рекламы, хотя потребительская активность населения оставалась невысокой. Поэтому физические продажи периодики сократились, а общий рост объёма рынка был обеспечен исключительно за счёт повышения цен на печатные издания. Они выросли примерно на 12%, а доходы от рекламы на 2%. Примечательно, что доля прессы на рекламном рынке России за последние 12 лет снизилась в 3,5 раза - с 48% до 13,83%. По мнению экспертов, такая динамика свидетельствует, что серьезных перспектив у сегмента газетно-журнальной рекламы нет, и своего максимума, зафиксированного в 2008 году, она, похоже, уже вряд ли достигнет.
Мерилом успешности газет и журналов, продолжил Г.Н. Кудий, является, как известно, исключительно объём их продаж, а в более широком смысле – распространение, в том числе бесплатное, с целью обеспечения максимальной доступности изданий для потребителей, причём в шаговой дистанции. Ведь именно за счёт этого формируются и аудитория, и доходы издательских домов, включая рекламные. К большому сожалению, какими-то особыми успехами на этом фронте российской печатной прессе похвастаться в последние годы особо нечем.
Структура розничного рынка распространения печатной продукции за последние несколько лет, по словам докладчика, не претерпела серьёзных изменений. Основными сегментами этого рынка остаются киосковые сети, сети продуктового ритейла, минимаркеты прессы и точки мобильной розницы. Самый крупный сегмент из них составляют киосковые сети. Однако с учётом общего сокращения количества киосков в стране и реализуемых в них тиражей, доля этого сегмента на рынке розничных продаж прессы за 2012 год в стоимостном выражении сократилась на 1,5%, а за последние 8 лет – на 8%.
В немалой степени это связано с сокращением торговых объектов этого вида. Их общее количество в 2004-2012 годах снизилось с 42 тысяч объектов до 31 тысячи, или более чем на треть. И закрылись они преимущественно не по экономическим, а по административным причинам. Объекты мелкорозничной торговли прессой ликвидировались в связи со строительством дорог, подготовкой к проведению крупных международных мероприятий, на основании требований переоформить разрешения на торговлю, сменить дизайн и т.д., как правило, имеющих коррупционный подтекст. Плюс невиданный рост арендных платежей за объекты прессы в целом ряде регионов России.
Этот процесс уже приобрёл такой масштаб, что создал реальную угрозу дальнейшему существованию полноценного рынка розничного распространения периодики, не говоря о его дальнейшем развитии. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям как может, борется с этим злом, но наших сил явно недостаточно. Киоски прессы активно сносились и сносятся в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Владивостоке, Барнауле, Оренбурге, Саратове, Тольятти, Ульяновске, Ярославле, Самаре и множестве других городов. При том, что обеспеченность населения России специализированными объектами по торговле прессой (киосками, павильонами) и так находится на чрезвычайно низком уровне.
Рыночные эксперты считают, что падение продаж печатных СМИ в России ныне в основном определяется не снижением спроса населения на периодику и даже не конкуренцией со стороны цифровых информационных продуктов, а именно физическим сокращением (в лучшем случае перемещением в менее удобные места) розничных объектов по продаже газет и журналов, что делает прессу малодоступной для потенциальных покупателей.
Расширение перечня товаров и услуг в специализированных российских объектах прессы тоже позволило бы обеспечить не только более широкую доступность и надёжность этих услуг рядом с домом, но и значимо улучшило бы показатели экономики данных объектов. Ведь в настоящее время рентабельность отечественных киосковых сетей близка к нулю, а то и отрицательная.
Российская индустрия печати, серьезно пострадавшая в период кризиса 2008-2009 годов, к сожалению, так и не получила от государства сколько-нибудь значимой законодательной и финансовой поддержки. Хотя соответствующие отраслевые предложения многократно вносились и в обе Палаты Федерального Собрания Российской Федерации, и в различные федеральные органы исполнительной власти. Более того, налоговое и административное давление на бизнес печатных СМИ усиливается и происходит это на падающем рынке.
И нужно отметить, что ситуация в этом смысле ухудшается. В течение 2012 года были приняты и уже вступили в силу ряд законодательных норм, которые, несомненно, ухудшат экономическое здоровье прессы. В их числе – запрет на рекламу алкоголя и табака в прессе, очень вероятный запрет на рекламу БАДов и др. Бороться с алкоголизмом, курением и медицинским шарлатанством, безусловно, надо, в том числе силами прессы, просвещения и культуры. Но в данном случае получается, что эта борьба будет вестись за счёт самой прессы, без каких-либо компенсаций взамен. Трудно сказать, чем вызвана подобная политика – недопониманием значения печатного слова в интеллектуальном развитии нации или другими причинами, но в соседних странах экономические взаимоотношения прессы и государства строятся более разумно.
Так, на Украине сохранили льготы для ряда отраслей экономики, включая книгоиздание и прессу, в результате чего не взимается налог на добавленную стоимость для издателей прессы и книг.
В том же ключе действовал парламент Литвы, который снизил в 2012 году до 9 процентов НДС вместо введённого в 2008 году налога в размере 21 процента.
В России ситуация обратная. Отношение совокупных налогов (включая ЕСН) к выручке компаний индустрии печати в 2006-2012 годах выросло с 13% до 21%. Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации Общественной палаты Российской Федерации считает, что это едва ли не самая высокая налоговая нагрузка на издательский бизнес в Европе.
В ходе прошлой конференции АРПП руководители ведущих российских организаций печати подписали Декларацию о сотрудничестве во имя спасения рынка прессы. В документе особо подчёркивается, что рентабельность всех сегментов печатного бизнеса падает, растёт число банкротств, и это ставит под угрозу будущее почти полумиллиона требующих высококвалифицированного труда рабочих мест, хотя Президент Российской Федерации В.В. Путин недавно поставил задачу создать 25 млн. таковых к 2020 году. Кроме того, печатные СМИ и система их распространения являются одним из главных элементом информационной безопасности страны. Всё правильно, только надо активнее переходить к делу, причём, всем вместе.
Представляется, что индустрии печати в срочном порядке требуется разработка и принятие государственной концепции развития печатных СМИ и книгоиздания Российской Федерации до 2020, а возможно, и до 2030 года. Ситуация в отрасли такова, что без принятия комплексных мер по её системной государственной и социально-культурной поддержке, особенно в части оптимизации налогообложения предприятий и организаций этой индустрии, дальнейшее успешное развитие рынков периодической печати и книг, находится под большим вопросом.
Пресс-служба АРПП