Новые технологии и инструменты в поддержку и развитие отрасли

8 апреля в рамках  XXIV международной конференции АРПП (Шарм-Эль-Шейх, Египет) прошел круглый стол на тему «Новые технологии и инструменты в поддержку и развитие издательско-дистрибуторского дела».

Ведущий, генеральный директор ИД «Мир Новостей»  и член правления АРПП Авдонин А.В., начал работу круглого стола с обсуждения концепции «Издательство 360 градусов».  В качестве успешного опыта  он привел компанию РБК. При этом отметил, что проект до сих пор требует больших инвестиций  и реализуется на кредитные деньги. А вот опыт реализации данной концепции издательством «Комсомольская правда» не принес пока ожидаемых результатов. Сам издатель, «Комсомольская правда», заявляет о многомиллионных убытках. В СМИ называется цифра в 250 млн. рублей ежегодно. 

Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» Гаврилов С.Д. уточнил информацию по «Комсомольской правде», сказав, что убытки от таких направлений, как радио и телевидение, действительно составляют порядка 250 млн. рублей в год. Но убытки ежегодно сокращаются, и через 5 лет предприятие планирует получить операционную прибыль. Правильнее в этом случае говорить о горизонте планирования, для такого проекта он значительный. Но если инвестор готов вкладываться в проект и такой горизонт планирования для него приемлем, то проект будет развиваться.

Продолжил дискуссию украинский коллега Данюк В.А., рассказав участникам круглого стола об использовании новых технологий в своем бизнесе. Интернет-технологии, с одной стороны, быстро развиваются и дают новые возможности, с другой стороны, требуют постоянно новых и больших инвестиций. Для успешной работы в интернете нужно быстро окупать вложенные инвестиции, чтобы успевать за развитием рынка. К сожалению, успешного опыта по развитию интернет-проектов в издательском деле у меня нет. «Все мои проекты не имели успеха. В интернете совсем другая аудитория, в отличие от аудитории печатных СМИ. Для интернет-аудитории, в большей своей массе, ценность бренда, авторитетность издания минимальны. Читатель в поиске информации полагается на рейтинг поисковиков, таких как Google, Yandex и другие. Поэтому в онлайн-издании важен не столько квалифицированный труд журналиста, врача и других специалистов, сколько работа сео-программистов, которые грамотно бы продвинули информацию в интернете, разбросали ссылки и т.п. Мной достигнуты определенные результаты в монетизации контента сайта издания путем размещения рекламы, других платных сервисов, но все это «околоиздательский» бизнес». По мнению Данюка В.А., успехов в области монетизации контента добился издатель Cosmopolitan. На интернет-сайте издателя размещено много платных ссылок и других платных услуг. 

Председатель Правления АРПП Оськин А.В. проинформировал собравшихся о том, что у всех российских издательских домов доход от продаж интернет-контента составляет не более 3%. Ни одному издателю, как на российском, так и на зарубежном рынках, не удается пока успешно зарабатывать на интернет-контенте.  Но прогресс есть. В США издатели все свои сайты сделали платными. Россия, безусловно, страна с другим менталитетом, в ней большая часть населения привыкла к бесплатной информации в интернет-пространстве, поэтому монетизировать контент в России значительно труднее. Действительно, наиболее эффективные варианты монетизации -  это размещение рекламы и другие платные ресурсы.

Обсуждение концепции «360 градусов» в издательском бизнесе плавно перетекло в дискуссию о концепции «360 градусов» в дистрибуции. «К сожалению, не все дистрибуторы хорошо понимают концепцию, - продолжил свое выступление Оськин А.В. -   Прежде всего, концепция «360 градусов» в дистрибуции предполагает развитие технологий на новом уровне — это цифровая дистрибуция. Издатель или дистрибутор создает цифровой киоск, где на продажу выставлены 

электронные версии периодических изданий. Благодаря современным технологиям распространяются цифровые версии очень быстро — их высылают на любое цифровое устройство, будь то мобильник, планшет, ноутбук и т.п.». В качестве примера Оськин А.В. упомянул проект ИД «За рулем». Издательство имеет много подписчиков на электронную версию своего издания, порядка 50 тыс. копий. «Но подписка на издание бесплатна, этим и обусловлен достигнутый успех по охвату аудитории, - отметил выступающий. – Экономически успешных платных проектов на российском рынке я не знаю».

Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» Гаврилов С.Д. не согласился с коллегой, высказав мнение о том, что каждый должен заниматься своим делом: издатель — издавать, распространитель — распространять, цифровой дистрибуцией  также должны заниматься профессионалы своего дела. Логистика, а это основа распространения печатной прессы, очень востребованная услуга у интернет-магазинов, поэтому наиболее целесообразно компаниям нашего профиля диверсифицироваться в эту область деятельности. А создавать цифровые киоски и конкурировать с такими «гигантами» как Apple, Samsung – бессмысленно, они далеко ушли вперед, они владеют новейшими технологиями. «Что касается концепции «360 градусов», в моем понимании, компания-дистрибьютор должна поставлять продукцию во все каналы - супермаркеты, киоски и т.п. и иметь максимальный охват точек, тем самым снижая затраты на одну торговую точку. Главная задача дистрибьютора — оптимизировать свои затраты».

Об опыте продаж своих изданий через интернет рассказала Руководитель издательского отдела редакции газеты «Культура» Громадина А.Л. «Мы сами не создаем интернет-ресурсов, это дорогое удовольствие, и наши инвесторы в этом не заинтересованы. Но мы работаем с партнерами, которым мы нужны, такими как Ленинская библиотека, Публичная библиотека, Pressa.ру и другие. Сколько они распространяют наши изданий, сказать не могу, но платят они нам «копейки».

Данюк В.А. поддержал дискуссию и поделился своим опытом продвижения печатных изданий через социальные сети, такие как «ВКонтакте». В социальной сети им была создана большая группа лояльных к продукту посетителей (60 тыс.), которым они ежедневно рассылали по 10 новостных постов. «Когда были нужны продажи печатного издания, в эти посты мы начали добавлять немного информации по продажам издания через супермаркеты. Это имело успех, люди действительно приходили в супермаркеты и покупали издание.  Работа проводилась так по 4 номерам издания. Продажи издания составили порядка 14-15 тыс. экз. на номер.  К сожалению, такое продвижение затратно, если это делать по расценкам «ВКонтакте». Думаю, что и создавать отдел на предприятии, который бы занимался таким продвижением, тоже затратно. Считаю, что работа в этом направлении интересна и буду ее продолжать, т.к. продвижением своего издания должен заниматься издатель, а не распространитель».

Дискуссия о Концепции «360 градусов» в подписке была менее информативна, но было признано почти единодушно, что электронная подписка на печатные версии –  востребованный вариант на рынке. Данюк В.А. как издатель, наиболее продвинутый в новейших технологиях, подтвердил, что на Украине людям очень удобно делать подписку не через почту, а оформлять ее в других местах, например, через платежные терминалы.

Гаврилов С.Д. представил на обсуждение опыт электронной подписки в США, конкретно –  вариант ее оплаты. За границей электронная подписка на электронные издания автоматически возобновляется, и пока читатель не отпишется от рассылки, с него снимается оплата за подписку. Ввиду того что подписка в США стоит недорого, многие подписчики забывают отписываться и продолжают долгое время ее получать и оплачивать. «Я считаю, что это продуманный маркетинговый ход, у издателей постоянно растет аудиториия по подписке. Для рекламодателей это важно».

Недосекин К.П., генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен», рассказал, что крупные ритейлеры вкладываются в развитие интернет-магазинов. Примеров много, например, не так давно был открыт магазин E5, который в качестве пунктов выдачи интернет-заказов использует свою сетку магазинов.

Цыбина Т.В., директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр», в своем выступлении отметила важность использования новых маркетинговых технологий и эффективных промоакций для развития печатных СМИ.

Подводя итоги круглого стола, Адонин А.В. также отметил необходимость изучения положительного зарубежного опыта и внедрения новых технологий и инструментов на российском рынке.

Пресс-служба АРПП