Открывая пленарное заседание, председатель правления АРПП А.В. Оськин напомнил, что в конце марта с.г. в Госдуме состоялось совещание по проблемам медиаотрасли. Данный факт, отметил А.В. Оськин, свидетельствует о том, что в депутатском корпусе растёт понимание необходимости разработки мер по исправлению ситуации на рынке прессы, включая и сектор подписки. Председатель правления АРПП призвал всех собравшихся активно включиться в обсуждение вопросов повестки дня в интересах преодоления трудностей, которые переживает институт подписки. Идеи и предложения, которые прозвучат в выступлениях участников конференции на текущем пленарном заседании и в ходе круглого стола, подчеркнул А.В. Оськин, могут стать дополнительным импульсом для плодотворной работы в период новой подписной кампании. Хорошим поводом для успешного начала кампании является Всероссийская декада подписки, которая сегодня, 11 апреля, стартовала в России.
С подробностями проведения Декады выступила руководитель департамента по подписке дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» Е.Ю. Никитина. Она сказала, что, как и в предыдущие периоды, почта предоставит скидки подписчикам и бесплатно разместит рекламу издателей в почтовых отделениях. На вопрос участников конференции, почему Декада начинается не как обычно – в мае, Е.Ю. Никитина ответила, что на этот шаг «Почта России» пошла по многочисленным просьбам регионов, которые опасались, что из-за паводков проведение Декады может сорваться.
В видеообращении к участникам конференции первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ А.В. Туманов заявил о готовности депутатов добиваться наведения порядка на рынке печатных СМИ, о чём свидетельствует состоявшееся недавно совещание в Госдуме. Заметил, что проблемы медиаотрасли, в том числе и возрождение подписки, необходимо решать совместными усилиями.
Председатель координационного совета Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы В.В. Керов выступил с докладом «Проблемы подписки на печатную продукцию в России и программа деятельности Альянса в поддержку института подписки», в котором рассказал о целях создания Альянса. Он подробно прокомментировал план работы новой структуры на 2013 год. В частности, предстоит осуществить следующее:
1. Продолжить работу над законопроектом «О почтовой связи», включая подготовку предложения о включении в законопроект положений о передаче на баланс ФГУП «Почта России» почтовых ящиков и компенсации затрат из бюджета на их содержание.
2. Подготовить социально ориентированную акцию, направленную на продвижение подписки, с участием издателей, ФГУП «Почта России» и подписных агентств. В данной акции и других проектах, связанных с социальной рекламой, разработать и использовать концепцию рекламной кампании с единым рекламным стилем, макетом, слоганом и текстом.
3. Выступить с инициативой перед администрациями крупнейших городов России о бесплатном выделении рекламных возможностей (наружная реклама, ТВ, радио) для проведения социальной рекламной кампании о подписке и повышении интереса жителей к чтению.
4. Проработать вопрос организации национальной программы льготной или бесплатной подписки для молодежи и/или детей.
5. Разработать новые методы продвижения подписки: на базе почтовых отделений, в интернете и на альтернативных площадках (вне отделений почтовой связи), в том числе предложить механизм создания купонного группового предложения на дисконтную подписку на газеты и журналы для населения.
6. Проработать совместно с ФГУП «Почта России» предложения по развитию адресной системы подписки в России с учетом зарубежного опыта.
7. Подготовить письма в Министерство финансов и в Министерство по налогам и сборам по вопросу установления ставки 10% НДС на распространение по подписке, включающее экспедирование, доставку подписных изданий и др.
8. Разработать механизм по благотворительной подписке, т.е. по целевому выделению средств крупными предприятиями и фондами на благотворительность – подписку на газеты и журналы детским домам в РФ, ветеранам ВОВ и др.
9. Подготовить письма руководителям субъектов РФ о выделении субсидий на транспортировку подписных изданий в регионах, обеспечить контроль за реализацией этой инициативы.
Генеральный директор ООО «Логос-Интернет» М.В. Болотский в видеовыступлении рассказал о возможностях интернет-магазина Read.ru в качестве канала электронной подписки.
Тему «Тенденции развития рынка подписки центральных и региональных изданий» раскрыла директор по работе с издателями ООО «Межрегиональное агентство подписки» Н.Г. Савина, которая поделилась опытом работы своего предприятия в целях обеспечения качественного и успешного проведения подписной кампании, привлечения новых подписчиков и сохранения старых, достижения роста подписных тиражей.
Секретарь союза журналистов России В. Касютин в видеообращении к участникам конференции подчеркнул необходимость оказания государственной поддержки в создании качественного контента и реализации этого контента через систему распространения, как в розницу, так и по подписке. Всё это следует осуществлять в конструктивном взаимодействии издателей и распространителей.
C докладом «Принципы формирования ассортимента в условиях роста транспортных затрат» выступил руководитель отдела розничных продаж ООО «ТК Пресс» Д.Г. Ятченко.
Он сообщил, что «ТК Пресс» работает на рынке распространения 12 лет, сотрудничает с клиентами в 19 городах, обслуживает 540 торговых точек.
Известно, заметил докладчик, что существует две модели формирования ассортимента – высокая насыщенность и постоянное присутствие. Первая модель характеризуется широким ассортиментом, но сокращённым периодом продаж. «ТК Пресс» придерживается второй модели – постоянное присутствие.
Преимущества такой модели, сказал Д.Г. Ятченко, заключаются в следующем:
- единообразие ассортимента на типовых торговых точках;
- издание всегда присутствует на полках торговой точки;
- данная модель позволяет качественно управлять продажами;
- масштабный старт продаж новых изданий.
Для двух этих моделей ограничением является только торговое оборудование, установленное на торговой точке.
При формировании ассортимента «ТК Пресс» выделяет основные его характеристики – процент ремиссии, форма возврата, а также участие издания в программах: «Единая цена», «Контент», «Маркет» и т.д. Все товары, размещённые на одном метре оборудования, имеют 100- процентный возврат.
В последние годы постоянно снижается фактический возврат товаров. Сейчас этот показатель составляет менее 15% от общего количества позиций. За 4 года значительно возросло количество позиций-участников программы «Единая цена», что позволило существенно снизить стоимость изданий на полке супермаркета. В настоящее время этот показатель составляет более 32% от общего количества позиций в ассортименте.
Д.Г. Ятченко в качестве примера привёл схему ценообразования, согласно которой участие издателя в программе «Единая цена» позволяет снизить цену на полке до 20% и больше.
Директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина озвучила доклад «Зарубежный опыт поддержки СМИ применительно к российским потребностям».
Председатель координационного совета Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы В.В. Керов и руководитель департамента по подписке дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» Е.Ю. Никитина провели заседание круглого стола по вопросам подписки.
Участники конференции поздравили К.В.Макурина, заместителя генерального директора по спецпроектам ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз» с тридцатилетием. А.В. Оськин вручил юбиляру памятный подарок – изделие египетских мастеров.
Завершило программу медийного форума общее собрание участников, на котором были подведены итоги работы XXIV конференции АРПП.
Пресс-служба АРПП