Такого рода поддержку можно разделить на две категории:
- субсидирование, т.е. прямая помощь и целевое финансирование;
- косвенная помощь, т.е. льготы как самой прессе, и так и смежным отраслям.
В 2012 году дотации периодическим изданиям составили во Франции – 230 млн. долларов, Китае – 200 млн. долларов, Швеции – 77 млн. долларов, Норвегии – 33 млн. долларов, Бельгии – 8,5 млн. долларов, Австрии – 7 млн. долларов.
Средства выделялись:
- на развитие изданий на локальных, местных языках (Испания, Канада, Норвегия, Финляндия и др.);
- на развитие интернет-проектов (Франция, Канада);
- на развитие изданий о культуре и искусстве (Франция, Испания);
- на обучение новых журналистов (Австрия);
- на совершенствование технической базы печатных СМИ (Китай).
В некоторых странах поддержка прессы осуществляется с помощью размещения государством в газетах рекламы. Такая практика существует во Франции, Бельгии, США. Во Франции такого рода финансовая помощь за последние годы удвоилась. В Бельгии государственная реклама размещается только в прессе. В США доходы издателей газет от госрекламы составляют 5-10% от общих доходов.
Наиболее часто зарубежные государства поддерживают систему почтовой доставки тиражей. Компенсация почтовых тарифов на доставку прессы проводится в США, Канаде, Великобритании, Германии, Швейцарии, Швеции, Австрии, Италии. Во Франции помимо почтовой доставки государство субсидирует также железнодорожные тарифы и курьерскую доставку печатных СМИ.
В Китае государство компенсирует затраты печатных СМИ, связанные с их распространением и административно-управленческой работой.
В некоторых странах не ограничиваются дотациями только на доставку прессы, но выделяют помощь и её продавцам. Франция здесь является примером. В 2004 году был создан специальный механизм прямого финансирования торговых объектов. Получить дотацию от государства может практически любой предприниматель, торгующий прессой в небольшом по площади торговом объекте (киоск, секция в магазине). В 2011 году параметры господдержки были закреплены законодательно, был зафиксирован размер единовременной финансовой помощи в сумме 2 000 евро на 1 торговый объект. В Париже и некоторых департаментах сумма составила 2 600 евро. Прямые субсидии торговым объектам прессы выделяются также на модернизацию оборудования и информационно-техническое обеспечение.
Наряду с оказанием помощи в виде прямых инвестиций многие государства оказывают поддержку, используя косвенные меры. В частности, представляют налоговые льготы.
Страны, в которых применяется налог с продаж (в процентах)
Страна |
НСП для книг, газет и журналов |
Базовый НСП |
Австралия |
10 |
15 |
Индия |
0 |
35 |
Латвия |
9 |
21 |
Новая Зеландия |
12 |
15 |
Словения |
8,5 |
20 |
Эстония |
18 |
20 |
Страны, в которых применяется налог на добавленную стоимость (в процентах)
Страна |
НДС на прессу |
Базовая ставка НДС |
Дания |
0 |
25 |
Норвегия |
0 |
25 |
Бельгия |
0 |
21 |
Великобритания |
0 |
20 |
Франция |
2 |
19,6 |
Греция |
4 |
23 |
Испания |
4 |
21 |
Италия |
4 |
20 |
Швеция |
6 |
25 |
Польша |
7 |
23 |
Германия |
7 |
19 |
Финляндия |
9 |
23 |
Австрия |
10 |
20 |
Россия |
10 |
18 |
Китай |
13 |
17 |
В основном в скандинавских странах государственная помощь предоставляется путём льготного кредитования. В Дании создан Фонд Финансового института прессы, который выделяет займы на модернизацию газетного производства, подготовку бизнес-планов по созданию новых газет и их осуществление.
В Швеции и Норвегии созданы Фонды прессы, которые осуществляют поддержку проектов по технической модернизации газетного производства, для чего газетам предоставляются кредиты на выгодных условиях.
Значительное внимание за рубежом уделяется стимулированию спроса на прессу, особенно среди молодёжи. Такие программы существуют в ряде стран. Во Франции по программе «Подаренная газета» осуществляется бесплатная подписка на газеты для молодежи 18-24 лет. За три года на эту программу выделено из госбюджета 19,5 млн. долларов.
В Испании разработан и реализуется «Национальный план по спасению отрасли прессы». Согласно этой программе государство выкупает10-25% тиража национальных газет, предоставляя дотации на подписку.
В Германии в рамках проекта «Национальная инициатива печатных СМИ» государство финансирует бесплатную подписку более чем на 30 изданий для школ, детских садов и т.п.
В заключение Т.В. Цыбина заметила, что зарубежный опыт господдержки СМИ и системы их распространения было бы полезно использовать и в России, с учётом наших специфических условий.
Пресс-служба АРПП