Новые грани подписки на газеты и журналы

11 апреля в рамках  XXIV международной конференции АРПП в Шарм-эль-Шейхе прошел круглый стол по вопросам подписки. Ведущие круглого стола - Керов В.В., председатель координационного совета Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы, и Никитина Е.Ю., руководитель Департамента  по подписке Дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России», -  поприветствовали собравшихся участников.

Керов В.В. обратился к делегатам конференции с просьбой быть активными, высказывать свои конкретные предложения  по совершенствованию подписки в России, а также задавать вопросы, рассказывать о существующих проблемах.

Никитина Е.Ю. напомнила о проводимых Почтой России акциях в поддержку подписки, таких как Декада подписки и акции на ж.д. вокзалах и в торговых центрах. Все эти акции дают хороший результат, поэтому мы планируем их повторять. Что касается акции по привлечению новых подписчиков, то она проводилась на деньги Почты России. В торговых центрах городов-миллиоников стояла стойка с одним из сотрудников. Второй сотрудник находился в торговом центре, его задача была работать на потоках и привлекать потенциальных подписчиков. На стойке было выложено 3 действующих каталога на подписку. Скидки новым подписчикам не предоставлялись. Посетитель торгового центра мог  не только ознакомиться с каталогами, но и подписаться, оплатив подписку на месте. На ж.д. вокзалах, к сожалению, нельзя было оформить подписку, сотрудник компании проводил только агитацию за подписку на издания, объяснял где и как это возможно сделать.

Громадина А.Л., руководитель издательского отдела ОАО «Редакция газеты «Культура», первой открыла дискуссию. В начале своего выступления она попросила Почту России привести свои отделения в порядок, убрать в них старые каталоги, старые плакаты от предыдущих кампаний. В некоторые отделения связи в  Москве просто невозможно зайти, что уж говорить о региональных отделениях.

 Громадина А.Л. также прокомментировала проведенные Почтой России акции, сказав, что  84 тыс. новых подписчиков в результате проведения акции на ж.д. вокзалах и в торговых центрах — это хороший результат. Я была бы довольна, если среди них было бы около 1000 подписчиков на мою газету.  К сожалению, у нашей маленькой редакции нет возможности следить за новостями сайта Почты России, в т.ч. и за объявлениями новых акций. Если бы нас заранее предупредили, и условия участия в этой акции были бы для издательства приемлемыми, мы бы обязательно в ней участвовали.

Авдонин А.В., генеральный директор  ИД «Мир новостей» уточнил, что  информация о рекламных мероприятиях могла бы размещаться на сайте АРПП. Этот сайт просматривают большинство издателей и подписных агентств. Кроме того, Авдонин А.В. предложил Альянсу изучить опыт маркетинговых коммуникаций Почты России, а конкретно -  последних акций в поддержку прессы, в различных аналитических срезах и довести эту информацию до членов Альянса и участников круглого стола.

Керов В.В. поддержал инициативу издателей, сказав что Альянс может быть именно тем звеном между Издателем и Почтой России, которое могло бы оперативно информировать издателей о значимых событиях и акциях этой организации. Альянс проработает возможность размещения таких материалов от почты на сайте АРПП.

Керов В.В. также предложил обсудить вопрос адресной подписки в России. Он считает, что в России именно за такой подпиской есть будущее. Адресная подписка подразумевает, что мы имеем координаты подписчика, в т.ч. и его электронную почту. Современные технологии позволяют вести общение с подписчиком: поздравлять его с днем рождения и т. п., информировать о новых рекламных кампаниях  через электронную почту. Бюджет таких мероприятий в разы меньше, чем на изготовление полиграфии и ее почтовую рассылку.

 Никитина Е.Ю. также согласилась с возможностью информировать издателей путем размещения прессрелизов на сайте АРПП, которые будет готовить Альянс. Если такая организация стала работать на нашем рынке, то ее нужно использовать.

Савина Н.Г., директор по работе с издателями в ООО «Межрегиональное агентство подписки», попросила Альянс в первую очередь информировать подписные агентства. Они, в свою очередь, обязуются оперативно выслать информацию издателям.

В ходе дискуссии о проблемах адресной подписки прозвучали вопросы о форме СП-1, куда издатели хотели бы внести сроку для электронного адреса клиента.

Никитина Е.Ю. проинформировала участников дискуссии о том, что эта  форма напечатана большим тиражом и оперативно внести в нее электронный адрес клиента не так просто. Существуют и другие проблемы перехода на новую форму СП-1. Первая проблема заключается в процедуре длительного согласования новой формы, вторая — в том, что форма СП-1 хранится в отделениях и эта информация не заносится в единую базу и не поступает в центр. Для решения второй задачи нужно прорабатывать изменения в технологическом процессе. Третья трудность на пути получения электронной почты подписчика — это Закон о персональных данных клиента, согласно которому нельзя передавать данные третьей стороне — издателю.

Романьков О.А., директор по правовому обеспечению  ООО «Межрегиональное агентство подписки», проинформировал участников круглого стола о новом Законе по почтовым услугам.  Законопроект, по его мнению, не проработан. В нем дано определение  подписки  как некоего вида почтовой услуги, а на самом деле — это форма распространения печатных СМИ. В законопроект постоянно вносятся изменения. Сейчас обсуждается 90-я версия Закона.

Присутствующие на заседании издатели попросили юристов компании МАП информировать о том, как продвигается принятие Закона, какие правки в него вносят и что это может изменить на рынке печатных СМИ.

Керов В.В. как председатель координационного совета Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы предложил, что эту задачу по информированию рынка по изменениям в Законе Альянс возьмет на себя. «Сейчас будет вестись информационная работа, -  сказал Керов В.В. - Но когда будет нужна поддержка издателей, я прошу вашей активной позиции».

Павлова Л.А., директор ООО «Издательский дом «Пресс-Курьер», подняла вопрос о сокращении издержек издателей, предложив  изменить периодичность выхода подписных каталогов с 2 раз в год на 1 раз в год. Она считает, что таким образом издатель мог бы в два раза сократить свои издержки по включению издания в каталог. А высвобожденные средства использовать на продвижение изданий в сегменте подписки.

С ней не согласились присутствующие на круглом столе подписные агентства. Полякова Н.М., директор департамента организации дилерской сети ОАО «Агентство «Роспечать», объяснила причины, по которым нецелесообразно возвращаться к стандартам советских времен: в течение действия полугодового каталога закрываются издания, т. е. каталог устаревает. Например, в последнем каталоге аннулировали свою подписку 236 издания.  На рынке появляются новые издания, их нужно также включать в каталог. Если будет годовой каталог, то им придется долго ждать.

Маленков С.Н., генеральный директор ООО «Агентство «Книга-Сервис» , поддержал свою коллегу, добавив, что если будет годовой каталог, то горизонт планирования для издателя составит 1,5 года. С учетом постоянно меняющейся конъюнктуры рынка,  инфляции в стране, это достаточно сложный процесс. Подписной каталог на первое полугодие 2014 года готовится уже сейчас, но не каждый издатель сейчас может определиться с ценой издания.

Председатель Правления АРПП Оськин А.В. призвал издателей обратить внимание на интернет-магазин Read.ru, где применяется модель «подписка без границ». Посетитель сайта может подписаться на 1, 2, 3 и более месяцев, без ограничения.  Оплатить подписку можно как традиционой формой (наличными), та к и современными формами — электронными деньгами, карточками.

Подводя итоги круглого стола, Керов В.В. призвал издателей уделять особое внимание подписке как каналу, который может наращивать тиражи. Он подчеркнул, что для развития института подписки нужна активная позиция издателей в вопросе проработки совместных акций Почта-издатель, а также государственная поддержка в различных формах.

Пресс-служба АРПП