«Киоск будущего – мультимедийный павильон»

За последние 10 лет система потребления информации претерпела значительные изменения: в метро все чаще можно встретить людей, читающих с планшета, появились модные на западе вендинговые автоматы по продаже газет и журналов, широкое распространение получила бесплатная пресса.

Неизменным свидетелем этих и других изменений на рынке распространения печати оставался старый добрый киоск. Может, пришла и его очередь измениться?

Специализация киосков исключительно на бумажных СМИ в современных реалиях рынка становится серьезной проблемой развития для этого канала дистрибуции контента.Все дело в убыточной экономике киосковых сетей, торгующих преимущественно печатной продукцией. В зависимости от сезона их рентабельность колеблется от 0 до 2%. Низкий уровень рентабельности при существующих высоких арендных ставках, росте затрат на логистику и электроэнергию не дает этому бизнесу нормально развиваться.

Отрасль прекрасно осознает необходимость в реформировании. С этой целью АРПП разработала проект по модернизации киосковой розницы прессы, согласно которому в ближайшие 5-10 лет привычный уличный киоск прессы должен превратиться в мультимедийный торговыйобъект (ММТО). При этом само количество объектов предлагается увеличить так до общепринятого европейского норматива: один объект прессы на 1000 жителей города.

Впервые за всю историю существования киоска прессы его предлагается заменить объектом павильонного типа, то есть имеющим вход внутрь и большую площадь (12-20 кв. м). Внутреннее пространство, по плану разработчиков проекта, должно быть дополнено стендами, оснащенными сенсорными экранами. Такие стенды позволят покупателям оформлять заказы в интернет-магазинах и осуществлять различные платежи. В павильонах планируется установить и другую технику – холодильники, небольшие печатные машины, панели товаров с QR-кодами и другое.

Основным ассортиментом ММТО должна остаться печатная продукция, который будет включать 500-700 наименований газет и журналов и до 200 наименований книг, а также порядка 1 млн журналов, книг и другой печатной продукции от интернет-магазинов (онлайн-заказы).Остальной ассортимент будет включать сим-карты, снэки, закуски, напитки, мороженое, табачную продукцию, проездные, лотерейные и театральные билеты, а также другие сопутствующие товары, в зависимости от потребительского спроса населения.

Помимо этого, ММТО будут выполнять комплекс социально-значимых услуг. Например, предоставлять доступ в интернет, оказывать услуги ксерокопирования и печати фотографий, осуществлять прием подписки на периодические издания с возможностью доставки в саму точку.

В таком модуле любой желающий сможет напечатать книгу (печать по требованию в 1 экземпляре) или отправить малогабаритную посылку по системе альтернативной курьерской доставки. Будут возможны и финансовые операции посредством платежных терминалов: денежные переводы, оплата счетов ЖКХ, мобильных телефонов и так далее. Такие мультимедийные торговые точки будут выполнять также важную функцию информирования горожан и туристов – например, сообщать расписание общественного транспорта, рассказывать о пробках или даже передавать свежие новости.

Под влиянием цифровых технологий меняются СМИ, меняются инструменты и механизмы потребления контента. Логично, что вслед за этими веяниями времени должен измениться и основной канал доставки информации – киоск прессы. При сохранении своей основной функции  информирования граждан, его философия сегодня как никогда нуждается в обновлении. ММТО – это уже не привычный ларек. Это современный центр покупок и оказания услуг, вобравший в себя весь положительный опыт западных стран.

 

Для справки:

Согласно опросу АРПП, проведенному в ноябре 2012 года, каждый четвертый житель столицы перестал покупать периодику из-за закрытия торговых точек по пути его следования. Тогда как прессу большинство горожан предпочитают покупать именно в киосках.

Максим ТКАЧЕНКО, заместитель  руководителя департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр»

 

Источник: журнал «Новости СМИ» №8(365), 15 апреля 2013 г.