Почтальоны не сдали экзамен по интернет-торговле

Российское государство оказалось неготовым к глобализации

Почтовый коллапс в столице завершится недели через три, но уже сейчас он привел к смене руководства «Почты России». Разгребать завалы из 400 тонн посылок и бандеролей придется Дмитрию Страшнову, который до этого возглавлял одну из крупнейших компаний мобильной связи – «Tele2 Россия». Насколько успешной будет его карьера, зависит от способности превратить неповоротливую госструктуру в современное предприятие. 

Сегодня главу Минкомсвязи Николая Никифорова ждут с инспекцией в столичном аэропорту «Внуково». Министр пообещал лично проверить, как почтовые сотрудники и таможенники разгребают завалы из почти 400 тыс. тонн посылок и бандеролей. 

Скандал начал разгораться недели полторы назад и привел к отставке главы «Почты России» Александра Киселева. Его судьба решилась 19 апреля на заседании правительства. 

Жесткие оргвыводы последовали после того, как фактически остановилась обработка почтовой корреспонденции в столичных аэропортах. В среду оператор складов в аэропорту «Шереметьево» сообщил, что перестанет выгружать входящую международную почту с самолетов перевозчиков в четверг в полдень. Об этом руководство компании-оператора сообщило Интерфаксу. «С 12 часов четверга мы не будем даже подъезжать к самолетам», – заявил он. По его словам, компания не будет выгружать международную почту до тех пор, пока объем накопившихся на складах «Шереметьево» отправлений не сократится до 30–50 тонн. По данным ФГУП «Почта России», объем скопившейся почты в «Шереметьево» составлял около 133 тонн. 

Искать способы преодоления коллапса теперь придется  Дмитрию Страшнову, который до назначения гендиректором «Почты России» руководил компанией «Tele2 Россия». Никифоров, представивший своего нового протеже коллективу ФГУП, требует сократить сроки доставки корреспонденции, доведя их до нормы. «Главная цель, поставленная перед новым руководителем «Почты России», – наладить работу. Сегодня очень большая проблема – конкретно в международных посылках. Задач много. Это и приведение в порядок сети почтовых отделений, в том числе сельских, и нормальное начало работы самой магистральной системы доставки почты по стране, чтобы сроки соблюдались. В ближайшие две-три недели экстренные меры снимут острую фазу проблемы, а за месяц при использовании всех ресурсов планируется наладить почтовый обмен», – сказал министр. 

Неотложные решения уже приняты – скопившиеся посылки из аэропортов «Шереметьево» и «Домодедово» перебросят во «Внуково», где, по словам министра, имеются и необходимое пространство, и нужная инфраструктура для организации новых рабочих мест. Кроме того, Федеральная таможенная служба (ФТС) пообещала направить туда дополнительно 70 сотрудников. Непонятно, что мешало предпринять эти меры раньше. Например, до 9 апреля, когда грузоперевозчик «Аэропорт Москва» объявил эмбарго на прием международной почты в «Шереметьево». С 18 апреля авиакомпании не доставляли международную почту в этот аэропорт. По сообщениям департамента общественных связей «Почты России», недосмотренные таможенниками международные отправления из Москвы начали переправлять в Самару, Новосибирск, Брянск, Оренбург, Санкт-Петербург и Петрозаводск, чтобы после досмотра вернуть все в Москву. 

Почта испытывала серьезные трудности и прежде. Особенно в ноябре–декабре каждого года, когда в связи с приближающимися Новым годом и Рождеством люди обмениваются подарками и поздравительными открытками. Середина весны для образования завалов из посылок и бандеролей – время лишь на первый взгляд нетипичное. Представители «Почты России» клянут глобализацию, а вместе с ней и интернет-торговлю, услугами которой россияне стали пользоваться в два-три раза активнее, чем три-четыре года назад. Вот новая реальность, к которой оказалась не готово наше государство в лице своего предприятия «Почта России»: сегодня интернет-торговля не знает границ. Торговые площадки и аукционы предоставляют возможность любому желающему купить или продать что угодно и куда угодно доставить товар почтовой посылкой. 

Любопытный факт – осложнение ситуации в апреле прогнозировалось еще в январе. Руководство «Почты» предупреждало, что россияне обязательно воспользуются традиционными распродажами в конце зимы и начале весны и сделают в зарубежных интернет-магазинах огромное количество покупок. За исходное брался новогодний пик, когда ежедневно в аэропорты столицы поступает и обрабатывается до 150 тонн почты. Однако, даже пророчески заглянув в будущее, почтовики и таможенники не справились с ситуацией. 

Причины носят системный характер. В том, что Москва как огромный пылесос собирает со всего мира и со всей России десятки тонн почтовых отправлений, виновата архаичная логистика, доставшаяся в наследство, наверное, с советских времен. Тогда бандероль или посылка, присланная адресату в СССР из-за «железного занавеса», была почти музейной редкостью. А теперь стала доступна для миллионов, но, как и четверть века назад, до 90% всей приходящей в Россию международной почты перерабатывается в Москве и лишь потом отправляется адресатам. Обычное дело – из Шанхая во Владивосток посылка идет через российскую столицу. Выправить картину в принципе могло бы широкое применение IT-технологий. Однако здесь случаются сбои. ФТС, объясняя причины апрельского коллапса, утверждает, что программное обеспечение «Почта России» с 5 по 10 апреля текущего года в месте международного почтового обмена Москва–Шереметьево на участке экспорта не работало. 

Обращает на себя внимание, что отставка Киселева произошла после того, как он накануне рокового для него заседания правительства заявил, что модернизация предприятия требует существенных инвестиций, а потому невозможна без участия государства. К  решению вопросов развития почтовой связи должны быть подключены все причастные федеральные органы исполнительной власти под эгидой правительства. По словам Александра Киселева, это «необходимая и логичная мера». «Российская Федерация входит во Всемирный почтовый союз, поэтому на Россию в лице правительства возложены обязанности по исполнению Всемирной почтовой конвенции, согласно которой страны – члены конвенции должны обеспечивать надежную основу для предоставления почтовых услуг, гарантируя тем самым их устойчивое развитие», – утверждал Киселев. По его словам, не принята разработанная в 2009 году программа модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи, полтора года остается на этапе межведомственных согласований проект Стратегии развития ФГУП «Почта России» в 2012–2016 годы. Нет поддержки правительства в вопросах авиа-  и железнодорожных почтовых перевозок, выделения площадей под объекты почтовой связи в аэропортовых зонах, не обеспечены необходимые таможенные ресурсы. 

Что изменится при Страшнове, покажет время. Принципиальный момент: готово ли государство выделить своей подчиненной структуре какие-то финансовые ресурсы на модернизацию. Опыт последних лет показал, что собственных средств у госпредприятия на эти цели не хватает. Тех  крох, которые «Почта России» зарабатывает, хватает разве что на «золотые парашюты» для проштрафившихся топ-менеджеров. Киселев, как известно, при увольнении получит в общей сложности более 3 млн. руб., из которых почти 2,8 млн. руб. – премия за 2012 год, результаты которого, видимо, признаны успешными. 

Замгендиректора SAP СНГ Дмитрий Лисогор считает, что будущее госпредприятия «Почта России» – в широком использовании IT-решений, которые позволят повысить эффективность работы. В качестве примера эксперт приводит швейцарскую Swiss Post. «Эта организация отправляет около 15 миллионов писем в день, а ежегодное количество доставляемых ею посылок достигает 105 миллионов. Столкнувшись  с тем, что потребители услуг Swiss Post постоянно требовали предоставления все новых и новых сервисов, руководство компании приняло решение о необходимости единой IT-платформы для всех своих бизнес-подразделений. Теперь каждый сотрудник компании из любого подразделения получает данные для своей работы из одного источника, любые разночтения и искажения при переносе информации из одной системы в другую исключены», – говорит Лисогор. 

Другой пример – итальянская PosteItaliane, которая обрабатывает более 5 млрд. почтовых отправлений в год  для  26 млн. домохозяйств. Для улучшения обслуживания компания за шесть месяцев реализовала проект «Электронный почтальон», вооружив переносными электронными устройствами 44 тыс. своих сотрудников. Текущая сеть организации включает в себя 25 тыс. мобильных устройств, обеспечивающих доступность на уровне более 99%. Благодаря этому удалось оптимизировать маршрутизацию и тем самым добиться своевременной доставки корреспонденции с первого раза в 87% случаев, отметил Лисогор.

Игорь Наумов

 

Источник: Независимая газета