Завалы действительно за неделю «подтаяли» – с 500 тонн до двухсот в трёх аэропортах. Но эти «вешние воды» унесли с собой гендиректора "Почты России". Заработает ли в России почта с новым руководством? «Фонтанка» выяснила, что сами почтовики считают своими бедами отнюдь не руководство. Слишком большая страна, слишком ленивые иностранцы, слишком доступный Интернет, слишком жадное государство… Проблемы копились десятилетиями – как сейчас копятся посылки в почтовых узлах.
Слишком массированная атака
«Титанические усилия "Почты России" позволили свести к нулю остатки международной почты в терминале московского аэропорта Домодедово. Пока блогеры-критиканы и ополчившиеся на "Почту" средства массовой информации продолжали массированную атаку, почтовики молча принимали, регистрировали и отвозили почтовые отправления на таможенный досмотр в другие города, где таможенники еще могли дополнительно досмотреть хоть сколько-нибудь почты» - это из отчета пресс-службы "Почты России" двухдневной давности. «Остатки во Внуково сравнительно небольшие – 31 тонна, – рапортовало ведомство. – И в самом проблемном терминале, Шереметьево, остатки корреспонденции снижены до 133 тонн».
Однако, прежде чем «почтовые завалы» пришлось по-стахановски «растапливать», их ведь надо было ещё накопить. На прошлой неделе выяснилось, что места международного почтового обмена (ММПО) – точки, где принимают, оформляют, сортируют и рассылают дальше зарубежные посылки – в трёх аэропортах Москвы парализованы. В Шереметьево к четвергу оператор складов перестал принимать международные посылки: некуда.
Слишком недобрая таможня
Точно такой же коллапс случился у нашей почты 3 года назад – в декабре 2009-го: тогда в ММПО скопились заграничные посылки, которые не успевали отправлять конечным адресатам в России. Почта сказала: виновата таможня, не успевает оформлять грузы, ей надо увеличить штат. Таможня сказала: виновата почта, не создаёт нам места для работы, и мы не можем увеличить штат. Почта сказала: сначала – штат, а то мы не знаем, сколько мест нужно. Таможня сказала: сначала – места, а то мы не знаем, сколько надо сотрудников…
И теперь, спустя три года, между Федеральной таможенной службой и "Почтой России" завязалась живая дискуссия.
– Федеральная таможенная служба, в принципе, согласна: наших сотрудников не хватает на международных пунктах почтового обмена, их численность необходимо увеличить в 10 раз, – признала в разговоре с «Фонтанкой» заместитель начальника пресс-службы ФТС Наталья Карасёва. – Но сделать это мы не можем, так как не хватает производственных площадей. Если "Почта России" решит вопрос логистики и увеличит площади, куда можно будет посадить наших сотрудников, то мы готовы направить в правительство предложения по увеличению штата.
– Мы построили 8,5 тысячи метров хранилищ – ММПО в аэропорту Внуково и на Казанском вокзале, – сообщила «Фонтанке» сотрудник пресс-службы "Почты России" Елена Хмельницкая. – Мы за свой счёт закупили оборудование для таможенников, сканеры по 3 миллиона рублей за штуку. Но даже такой мелочи, как просто прислать сотрудников, таможенная служба не может.
Поэтому ситуация не то что может повториться – она повторится наверняка. Это прогнозирует и "Почта России". Потому что только за последний год в полтора раза вырос объём покупок в зарубежных интернет-магазинах. А именно Интернет начал показывать, что на самом деле представляет собой "Почта России".
Слишком доступный Интернет
Эта язва не случайно «выскочила» в 2009-м: Интернет уже развился, критическая масса пользователей раскусила всю прелесть покупок за границей – не выходя из дому. К этому же времени люди обзавелась пластиковыми картами, освоили платёжные системы – и давай покупать. О том, что всё это пойдёт по родной российской почте, пользователь тогда не думал.
– В декабре 2009-го, перед Новым годом, количество переросло в качество, – вспоминает представитель "Почты России" (имени он попросил не называть). – На тот момент это был пик. Мы с трудом, но справились. Увеличили штат своих сотрудников, добились перевода таможенного поста в ММПО Москва, в черте города, на круглосуточный режим. Потому что если мы работаем круглосуточно, а таможня – нет, то на таможне будет «пробка».
Тот предновогодний коллапс, продолжает он, "Почта России" попыталась использовать, чтобы претворить в жизнь планы развития. Но не срослось.
– Мы прогнозировали новые всплески интернет-торговли и говорили, что нам нужны новые ММПО, – рассказывает собеседник «Фонтанки». – Подготовили два ММПО – во Внуково и на Казанском вокзале. Подготовили проекты приказов, которые должны были выпустить Минкомсвязи и Федеральная таможенная служба, чтобы эти объекты ввести в эксплуатацию и придать им официальный статус. Но приказы согласовывались 9 месяцев. ММПО Внуково открылось только в декабре 2012-го под сильнейшим нашим нажимом, и вместо 40 человек там работают четыре. А ММПО на Казанском вокзале не открыто до сих пор.
Слишком жадные иностранцы
Львиная доля посылок, которые лежат сейчас необработанными, – товары не просто интернет-магазинов, а магазинов китайских. И у многих конечный адресат не в Москве, а где-нибудь в Сибири, на Дальнем Востоке. Но из Пекина они летят в Москву, чтобы там полежать, показаться таможне и – обратно на восток.
– Во всей стране есть всего 15 ММПО, – рассказывает собеседник «Фонтанки». – Раньше вообще 95 процентов посылок из-за границы приходило сначала в Москву, потом шло по регионам. Сейчас – 70 процентов.
Это, объясняют почтовики, не их вина. Пункты обработки международных отправлений есть в разных регионах, самый восточный – город Артём на Дальнем Востоке. Но китайцы туда свои посылки не шлют. В мире почтовые операторы, как правило, не сортируют корреспонденцию «на экспорт», а отправляют в аэропорты столиц. Хорошо, если речь идёт о столице Австрии или Италии. Ещё лучше – Люксембурга. А если в Россию?
– Чтобы отправить часть почты в Хабаровск, часть в Москву, часть в Пулково, нашим зарубежным партнёрам надо её сортировать, – объясняет представитель почты. – То есть создавать дополнительную систему сортировки по нашим индексам, выделять площади, людей. Никто таких расходов нести не хочет. Мы давно пытаемся решить эту проблему с зарубежными почтовыми администрациями. С переменным успехом. Им проще и дешевле направлять туда, куда летит больше авиарейсов.
И даже не всегда, продолжает он, Москву выбирают из-за количества рейсов. Транспортная система России работает так, что из того же Пекина или Токио приходится отправлять груз в столицу, потому что в города поближе самолёты не летают.
Слишком большая страна
Между российскими городами нет таможни. Но письмо из Петербурга в Тверь или Кострому может идти месяц.
– У нас в стране 50 тысяч населённых пунктов не имеют устойчивого транспортного сообщения, – жалуется наш собеседник. – Мало кто знает: авиакомпании сильно сократили лимиты на перевозку почты. Региональной авиации в стране практически нет. В некоторые районы почту можно доставлять только вертолётом.
В одном уральском городке, приводит он пример, закрыли на реконструкцию аэропорт, а другого способа связи с «большой землёй» нет. Так не будешь же из-за каждого письма вертолёт снаряжать.
– Перевозка с помощью вертолёта 1 килограмма почты обходится нам в 810 рублей, – сетует почтовик. – А отправитель платит только 50 рублей.
Дальше – чисто снежный ком: затык в одном месте приводит к «пробке» в другом, и так далее. Потому что вся почта – система сообщающихся сосудов. И «ком» докатывается от Кемерово до Москвы.
Трудности с междугородным сообщением в России – это объяснение допустимое. Но ведь по Петербургу, как мы знаем, с одной улицы на другую письмо может идти неделю. А по небольшому городку в области – все две. Если бы оно шло в прямом смысле пешком, то доковыляло бы скорее.
– В любом городе, даже очень маленьком, письмо должно пройти через сортировочный пункт, – снова объясняет наш собеседник. – Жители этого города ведь не только друг с другом переписываются.
Автоматизированных сортировочных пунктов в России XXI века два – в Москве и в Петербурге. Поэтому из ближайших городов всю почту сначала направляют в столицы. В городах подальше раскладывают по стопкам вручную.
– В Советском Союзе, – продолжает наш анонимный друг, – существовало 300 сортировочных пунктов, в той или иной степени автоматизированных. В 90-е годы рассыпались заводы, которые выпускали для них запчасти и комплектующие. Вся автоматика вышла из строя и перестала работать.
Потом вышел из строя советский почтовый транспорт. Первый новый вагон после 1991-го почте купили в 2005-м.
Слишком юный возраст
Столкнёшься с сервисом "Почты России" – ощущение такое, будто 90-е тут не то чтобы затянулись, а даже не наступили: скотч, сургуч, деревянные колотушки, журнал от руки. Хотя за прошедшие два десятилетия можно было купить, наверное, не только вагон.
– В Министерстве финансов долго считали, что почта – вымирающая структура и тратить на неё деньги незачем, – вздыхает собеседник.
Оказывается, "Почте России", по большому счёту, – всего 4 года.
– Единое федеральное предприятие создали только в 2003-м, – продолжает он. – Пока все филиалы собрали воедино, прошло ещё 6 лет. Последний, "Почта Татарстана", вошёл в состав предприятия в конце 2009-го.
Слишком мало денег
Сегодня средняя зарплата на "Почте России" на 58 процентов ниже, чем средняя по стране. Коллеги нашего друга подсчитали: чтобы поднять её до приемлемого уровня, государство должно вкладывать 40 миллиардов рублей ежегодно. Оно не демонстрирует желания делать это. И народ с почты бежит.
Бегут не только сотрудники, но и клиенты. Потому что каждый, кто бывал в почтовом отделении, знает: труднее всего здесь получить почтовую услугу. На почте торгуют стиральными порошками и тетрадками, оформляют кредиты и регистрируют гастарбайтеров. Но на получение посылки надо положить половину рабочего дня.
– Это только такое впечатление, – обижается за своё ведомство собеседник «Фонтанки». – Наибольшую часть доходов мы получаем именно от почтовых услуг. А массу дополнительных вынуждены оказывать не по прихоти. Просто тарифы на почту регулирует государство, и они сегодня ниже себестоимости услуг.
На самом деле, уверяет он, почта куда больше работает по профилю, чем нам кажется. Просто мы не всегда видим, что это всё та же "Почта России".
– Основная масса негосударственных операторов, которых сейчас в стране больше трёхсот, гонит отправления "Почтой России", – рассказывает наш друг. – В рекламе у них может быть написано что угодно: «Пупкин-экспресс, качественная доставка по миру…». Но приезжает в отделение тётенька с конвертами, покупает марки, нашлёпывает и отправляет "Почтой России". Потому что никто сегодня в России, в существующих условиях, не сможет создать такую инфрастрактуру.
Ирина Тумакова
Источник: Фонтанка.ру