Власть и СМИ: возможно ли понять друг друга?

Десятый съезд Союза журналистов России оставил больше вопросов, нежели смог ответить на проблемы «мирного» сосуществования Власти и СМИ.

Съезд приветствовал Президент, но проигнорировал премьер-министр. На съезд пришли представители Госдумы и Совета Федерации, но не заметили министры. Более того, Власть устроила вокруг съезда информационный вакуум. И это весьма настораживающий симптом. 

Делегаты съезда от Югры не «захлопывали» вице-спикера ГД Сергея Железняка. На месте тех, кто не захотел его слушать, я бы попытался понять – а чего, собственно, хотят от  профессионального сообщества журналистов наши депутаты? А хотят они, как и члены кабинета министров, одного – послушания и уважения не к их работе, а к их служебному статусу и должностям. В их понимании позитивизм СМИ именно в этом и должен заключаться. А проблемы журналистского сообщества, проблемы свободы слова для них вовсе и не проблема. Вот установим вам законодательно «длину поводка» и будьте счастливы, господа журналисты.

Жаль, что не выслушали вице-спикера. Диалог с Властью все равно когда-нибудь придется выстраивать. В ином случае карательно-разрушительные действия против журналистского сообщества со стороны депутатов будут продолжены. В этом они весьма поднаторели.

Председатель Союза Всеволод Богданов в своем выступлении на съезде отметил «индифферентное» отношение чиновников и депутатов к работе СЖР, который вправе требовать от них уважения и внимания.

Тот же председатель думского комитета по информационной политике Алексей Митрофанов, в полудреме дождавшись своей очереди на выступление, что-то невнятно пробормотал с трибуны о бизнес-журналистике и покинул зал. Впрочем, одну новость от Митрофанова я запомнил: господин депутат похвастался, что на поддержку региональных СМИ со стороны государства запланировано 300 миллионов рублей. Правда, он же проговорился, что, к примеру, телеканалу Раша Тудэй (или как его там?) государство выделило дополнительно 400 миллионов, но долларов. Разница в объемах и приоритетах государства понятна?

Делегаты съезда пришли к выводу, что Правительству и Госдуме следовало бы пересмотреть весь комплекс мер, необходимых для экономического обеспечения деятельности СМИ, и сделать реальной стратегическую программу развития СМИ до 2015 года. В конце концов, государство должно быть заинтересованным в существовании СМИ, проповедующих именно государственную политику. Политика «секвестирования» расходов на государственные СМИ сделает в итоге их работу просто не конкурентоспособной на российском медиа-поле. На фоне равнодушия со стороны чиновников и необдуманной «оптимизации» бюджетных средств на повседневную деятельность и зарплаты сотрудников последует массовый уход способных журналистов из государственных и муниципальных СМИ и очередной «взлет и расцвет» разномастной бульварной прессы и интернет-изданий.

К сожалению, журналистское сообщество действительно может взывать лишь к президенту. Других «адресатов» сегодня не просматривается. Случилось так, что объективно лишь глава государства может приструнить «индифферентных» чиновников и депутатов. Делегаты именно так и намерены поступить.

В резолюции, за которую они проголосовали, было отмечено, что «совершенно не работает 144 статья Уголовного кодекса по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста». Секретарь Союза журналистов России, депутат Госдумы Борис Резник, выступая на мероприятии, заявил об ухудшении информационной политики и информационного климата в России и призвал совершенствовать медийное законодательство. В частности, по его мнению, необходимо принять закон о демонополизации СМИ.

Позиций, порой диаметрально противоположных, на съезде было много – от необходимости дать абсолютную свободу и независимость журналистам в оценке деятельности власти до мнения, что СМИ есть «сервисер власти». Но в одном все выступающие сошлись однозначно. «Делегаты съезда считают важнейшим направлением работы Союза продолжение борьбы за восстановление престижа журналистской профессии, во многом утраченного социального доверия к ней», — говорится в резолюции, принятой на съезде.

Журналист – профессия особая. Журналист профессиональный – человек эксклюзивный, человек с особым нервом, особым чутьем, особо обостренным восприятием жизни. Отнюдь не всякий, умеющий тыкать по клавишам компьютера, имеет право назвать себя журналистом. Сотрудником редакции, он может быть. И это есть истина. Сколько их, числящихся в штате редакции, мнят себя журналистами, но отношения к этой профессии не имеют.

С развитием интернета в сети, будто пузыри на лужах после дождя, возникли разного рода сайты, именующие себя «агентствами». Их рейтинги строятся и растут на публикациях разного рода грязи, чернухе, на смаковании криминальных событий, поливании помоями и власти, и журналистов государственных изданий. На деле руководители этих сайтов и сотрудники т.н. редакций никакого отношения к профессии Журналист не имеют. Это только им самим и их почитателям кажется, что они журналисты. Я бы назвал таковых писаками со сдвинутым сознанием, не более. Писючий чёс - болезнь трудноизлечимая. И от подобных писак Общество вряд ли избавится, к ним следует относиться как к реально существующему злу.

Вот и предстоит Союзу журналистов России и его региональным отделениям провести четкую границу в сознании сограждан между профессиональной журналистикой и   теми, кто паразитирует на журналистике и, в принципе, дискредитирует эту общественно значимую профессию. Читатель должен понимать - кто есть кто, его сущность, его цели.

А для этого должна возродиться журналистская солидарность. Даже в том случае, когда Власть мешает этому. В конце концов, любой чиновник не вечен в отличие от профессии журналиста. Эту тему участники съезда обсуждали весьма активно. Так, зампредседателя Союза журналистов Москвы, главреда газеты «Московская правда» Шод Муладжанов заявил: «Мне кажется, что настало время неких внесоюзных структур, которые бы прицельно занимались защитой прав и поддержкой работников СМИ», — сказал Муладжанов.

Федеральный уполномоченный по правам человека Владимир Лукин отметил, что отсутствие журналистской солидарности отчетливее всего проявляется в регионах, где отсутствуют сильные демократические структуры по поддержке СМИ.

Всеволод Богданов предложил добавить в состав Союза журналистов России  Медийный совет, который защищал бы интересы работников СМИ. «Кроме секретариата и федеративного совета должен быть некий медийный совет, в который должны войти авторитетные в журналистском сообществе люди», — сказал Богданов.

Делегаты съезда также пришли к выводу, что необходимо создать все условия для привлечения молодежи в профессию и проголосовали за то, чтобы работа по формированию молодежного журналистского корпуса, как и продвижение интересов работников СМИ на всех уровнях, стала одной из основных в деятельности СЖР.

Открытым голосованием был также утвержден состав федеративного совета СЖР и нового секретариата. Секретарь СЖР, советник президента Михаил Федотов, а также известный публицист Михаил Ненашев переизбраны сопредседателями Большого жюри организации.

Кстати, делегаты абсолютным большинством голосов переизбрали Главой СЖР Всеволода Богданова. На открытом голосовании съезд также принял решение активизировать работу по учреждению звания «Заслуженный журналист РФ».

Все решения съезда будут направлены в адрес Президента, кабинета министров, в Госдуму и в Совет Федерации. Журналисты России надеются, что Власть их услышит. Если, конечно, она заинтересована во взаимодействии. Журналисты без чиновников и депутатов выживут. А Власть?..

Анатолий Корнеев

 

Источник: Югра-Информ