Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012

В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажных» СМИ. Рынок еще не достиг докризисного уровня, резюмируют эксперты. Продажа периодики  падают, рекламные доходы не сулят большой прибыли, сеть розничной продажи печати  катастрофически сокращается. Однако авторы доклада «Российская периодическая печать» уверены – говорить о крахе отрасли ошибочно. Интернет себя не оправдывает, а газеты, как и театр, «искусство не для всех». 

Несмотря на то, что роль интернет-СМИ в современном мире растет, но бумажные СМИ уверенно сохраняют свою жизнеспособность, поясняют авторы доклада. Согласно приведенным данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), 30% населения планеты используют газеты в качестве источника информации. Больше половины пользователей социальных сетей, как отмечается в докладе, недовольны искажением информации в интернете. 

«Владелец крупнейшего американского инвестиционного фонда «Berkshire Hathaway» Уоррен Баффет вообще считает интернет-СМИ, бизнес-модель которого строится на бесплатном доступе к информационным ресурсам, абсолютно нежизнеспособным, и впредь намерен инвестировать только в печатную прессу», - сообщается в документе. 

Тиражи и аудитория сокращаются, но переживать не надо

Российская ситуация в области печатных СМИ оценивается как неплохая. «Успешные отечественные газеты и журналы, в том числе общей направленности, чувствуют себя достаточно уверенно - их тиражи и аудитория сокращаются незначительно, а прирост рекламных доходов выглядит вполне достойно», - сообщают авторы. По их мнению, бизнес печатных медиа по-прежнему позволяет издателям получать стабильный высокий доход, тогда как финансовая выгода от интернет-изданий пока не стабильна и на несколько порядков ниже. 

Общий объем рынка печатных СМИ за 2012 год составил 117,42 млрд руб. При этом продажа тиражей бумажных СМИ сократилась на 7%. Рост рынка на 3,9% исследователи объясняют тем, что цены на печатные издания значительно выросли. Однако катастрофического изменения ситуации на газетном рынке страны за 2012 год не произошло, уверены эксперты.

Сеть распространения прессы сокращается  со скоростью 10 киосков в день

 41, 4% дохода печатной прессы составляет размещение рекламы (48,62 млрд руб). По данным TNS Media Intelligence, лидирующие позиции на рынке российской рекламы занимают ежедневные «Коммерсант», «Ведомости», «Метро», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Российская газета». По приведенным данным Ассоциации коммуникационных агентств России, общий рынок рекламы в стране вырос на 13%, рынок интернет-рекламы – на 35%. Доля прессы на рынке рекламы с начала века снизилась в 3,5 раза. Авторы доклада не разделяют утверждений некоторых экспертов о том, что серьезных перспектив у сегмента газетно-журнальной рекламы нет. Они связывают это с отсутствием PR-кампаний рекламы в бумажных СМИ, в отличие от интернет-медиа. 

Однако эксперты отмечают, что в 2013 году из-за запрета рекламы алкоголя и табака рекламные доходы снизятся даже у сравнительно благополучных сегментов рынка прессы.

Осложняется ситуация падением продаж периодических изданий. «Из данных Аналитического центра «Видео Интернешнл» по рекламному рынку центральной прессы России за 2012 год следует, что показатели печатной периодики тянут вниз рекламные издания и отчасти журналы», - сообщается в документе.

Кроме того, главный канал распространения периодики - киосковые сети, не развиваются. Даже наоборот – в 2012 году сеть сокращалась со скоростью 10 киосков в день. «В десятках региональных центров и других городов России система розничного распространения печати вообще оказалась под угрозой уничтожения, - уверены авторы доклада. - Очевидно, что здесь нужна более взвешенная государственная политика».

Медиарынок 2012 года не отличался активностью

«Новых медийных компаний общенационального уровня на рынке печатных СМИ России в 2009-2012 годах не появилось, а его пропорции существенно не изменились», - отмечают авторы доклада. Монополизма на российском рынке печати нет, доминирующие компании продолжают конкурировать на деньги читателей.

Единственным медиахолдингом страны, располагающим всем спектром мультимедийных инструментов, назван издательский дом «Комсомольская правда». В его активы входит 8 печатных изданий, 3 интернет-сайта, радиостанция, телеканал, чья совокупная аудитория – 24, 7 млн человек в неделю. Среди лидеров российского рынка печати в докладе перечисляется также ИД «Московский комсомолец», ИД «Аргументы и Факты», медиахолдинг «РБК», ИД «Ньюс медиа-Рус» под руководством Арама Габрелянова. 

Лидером на региональном рынке печати является, по оценке исследователей, ИД «Провинция», который выпускает 27 еженедельников тиражом в 550 тысяч экземпляров. Печатная пресса издательского дома лидирует по продажам в 14 регионах страны. 

В 2012 году большой активности медийных компаний в области слияний и поглощений не наблюдали. Однако в докладе отмечена сделка в 14 млн евро - увеличение доли шведского концерна Metro International в петербургской газете Metro с 58,5% до 95%. Петербургская версия газетыMetro, отмечают эксперты, наиболее рентабельна во всем концерне. «Усредненное количество читателей одного номера «Metro» в этом городе оценивается 727,6 тыс. человек старше 16 лет (аналогичный показатель «Аргументов и фактов» - 643,8 тыс. человек, данные TNS Russia)», - сообщается в докладе.

Ситуация с журнальной периодикой также складывается не лучшим образом. Волна измерения аудитории российской прессы, проведенная компанией TNS Россия в мае-октябре 2012 года, показала падение аудитории журналов как в среднем по рынку, так и у большинства изданий-лидеров. Авторы документа выделяют только ИД «Bauer Media» и ИД «Толока», которые выпускают большими тиражами недорогие издания преимущественно для женщин.

Законодательный вал

В отраслевом докладе также отмечаются поывшенное внимание к средствам массовой информации со стороны законодательной власти. Авторы упоминают резонансные акты последнего года - «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», поправки в ФЗ «О рекламе», создание единого реестра запрещенных сайтов и «закон о клевете». Медийное сообщество довольно отнюдь не всеми законодательными переменами, отмечается в документе.

В частности, создатели доклада ссылаются на экспертов рынка рекламы, которые убеждены, что поправки в ФЗ «О рекламе» негативно отразятся на детской рекламе, процент которой в России и так невелик. «Практика показывает, что неадекватные запреты каких-либо товаров способны, даже нечаянно, спровоцировать нездоровый интерес несовершеннолетних к ним», - приводятся слова академика Российской академии рекламы Вячеслава Черняховского.

Кроме того, авторы доклада отмечают опасения медийного сообщества, связанные с возвращением в уголовный кодекс статьи о клевете. «Главное опасение связано с тем, что новый закон станет очередным рычагом политического давления не столько на блоггеров, сколько на профессиональных журналистов. Полностью беспочвенными такие опасения назвать нельзя», - говорится в докладе. Журналистов беспокоит специфические особенности российской судебной системы, далеко не всегда гарантирующей справедливый суд, тем более в споре с представителями властных структур, сообщают эксперты.

Авторы доклада также поддерживают позицию Общественной палаты об исключении из проекта поправок в Гражданский кодекс ст. 152, 152.1 и 152.2. Эти статьи дают право требовать изъятия и уничтожения «материальных носителей», содержащих сведения, «порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию». Эти основания являются «оценочными» и «невнятными», что, по мнению авторов доклада, может привести к изъятию уже выпущенных тиражей изданий и ограничит право журналистов на сбор и распространение информации. 

«Вопреки пессимистическим прогнозам реальностью сегодняшнего дня стала «трансформация газет», а не их «вымирание», как было принято считать», - уверены авторы доклада «Российская периодическая печать». Они считают, что можно обоснованно утверждать - бумажная газета ещё долго будет жить на рынке СМИ. «Можно даже сказать, что бумажные газеты вечны, как и театр, но это искусство - не для всех», - подытоживают исследователи.

Анастасия Фролова

 

Источник: Lenizdat.ru