По данным Росстата потребительские цены на товары и услуги с начала текущего года увеличились на 1,9%. При этом мониторинг розничных цен показал, что цена на 32% изданий, присутствующих в точках продаж прессы, как раз и колебалась в пределах ±2%.
Не корректировались цены в сторону повышения на большинство автоизданий, за исключением журналов «Авторевю» и «Тюнинг автомобилей». В среднем немного подешевели спортивные издания («Спортэкспресс», «Советский спорт.Футбол», «PROСпорт») и некоторые деловые журналы: Forbes, TheNewTimes, «Коммерсант.Деньги», «Секрет фирмы». Также отсутствует рост цен и в сегменте патворков.
Однако 30-50% изданий подорожали в таких сегментах как новостные и ежедневные издания («Аргументы недели», «Вечерняя Москва», «Независимая газета» и др.), пресса кулинарной тематики («АИФ.Про кухню», «Гастроном» и др.), а также женские журналы (Vogue, Harper'sBazaar, «Атмосфера», «Все для женщины» и др.). Причем рост цен на эти газеты и журналы превысил уровень инфляции и составил 3-10%. Следует также отметить, что дистрибьюторское звено в целом зеркально транслировало покупателям корректировку стоимости газет и журналов издателями.
На основе данных мониторинга рынка печатной продукции, также удалось установить следующие особенности изменения розничных цен в 1 квартале 2013 года:
Стоимость телегидов менялась разнонаправлено: «МК бульвар» и «Семь дней» подорожали почти во всех точках продаж. Наибольший рост цен пришелся на супермаркеты, где эти издания стали стоить примерно на 20% дороже. А на издания «Антенна А4-Телесемь» и «Телепрограмма» цены, наоборот, снизились.
Большинство мужских глянцевых и научно-популярных журналов подешевело на 2-7%: это Men'sHealth, Maxim, GQ, National Geografic, GEO, «Наука и жизнь» и др.
Небольшое изменение цен коснулось и журналов по интерьеру, дизайну и архитектуре. Salon-interior и «Квартирный ответ» в рознице подорожали, а стоимость изданий «Домой. Интерьеры плюс идеи», «Мой любимый дом» и др. снизилась на 5-7%.
Если сравнивать интенсивность роста цен в различных сегментах рынка распространения газет и журналов, то в течение 1 квартала цены на периодику росли, прежде всего, в нестационарной рознице (+3%) и минимаркетах прессы (+2%). При этом если в супермаркетах цены на периодическую печать в среднем остались на прежнем уровне, то киоски, число которых стремительно падает во многих российских городах, в апреле продавали прессу на 2-3% дешевле, чем в январе.
Не сказалось на стоимости прессы, и в особенности, как ожидалось, на рекламных изданиях и каталогах, и повышение в январе с 5% до 15% пошлины на ввоз мелованной бумаги. Соответственно, эксперты предполагают, что нет оснований ожидать резкого скачка цен и в следующем квартале 2013 года. Тем более в свете того, что в конце апреля 2013 года ввозные пошлины на мелованную бумагу в странах Таможенного союза вновь снизятся с 15% до 5%. Однако не стоит недооценивать тот фактор, что издатели в последние годы недополучают значительную часть рекламных бюджетов. Поэтому их стремление компенсировать доходы, в том числе и за счет повышения цен, вполне понятно всем участникам рынка.
Таким образом, при стабилизации ситуации с распространением периодики (запрете сноса киосков прессы и увеличении количества данных объектов) на рынке печатных СМИ во 2-ом квартале 2013 года прогнозируется умеренный рост цен, не превышающий размер инфляционных ожиданий.
Экспертная группа АРПП