Наблюдается очевидное падение рекламы в печатных СМИ, и эти потери никоим образом не компенсируются попытками размещать рекламу в электронных версиях газет и журналов.
Пару лет назад мы отмечали панику в издательском мире. Зарубежные конгрессы и конференции сотрясались призывами найти решение для СМИ в преодолении кризиса. И оно неожиданно нашлось. А заключается спасительная идея в простом и гениальном решении – отказаться от рекламы, т.е. перейти от рекламоцентричной модели бизнеса к продажецентричной.
На днях «Коммерсантъ» написал о запуске в Европе новых медиапроектов, которые не размещают на сайтах рекламу, а зарабатывать собираются при помощи платной подписки на издания. Одним из таких проектов стало онлайн-издание De Correspondent, основатели которого, голландские журналисты, объединились с целью создания «умной газеты» с хорошей аналитикой. Газета появится только в сентябре, но у нее уже 17,5 тыс. подписчиков, причем за одну неделю было собрано более 1 млн. евро, что достаточно для существования газеты в течение года. Отказаться от рекламы на сайте создатели проекта решили для того, чтобы избавить себя от обязательств перед рекламодателями, которые приходится выполнять, дабы не лишиться источника доходов.
Написал «Коммерсантъ» и о ситуации в США, где медиакомпании тоже задумываются о новых способах получения прибыли: «По итогам прошлого года выручка американских изданий упала на 2% по сравнению с 2011 годом. Доходы от рекламы продолжают падать как в печатном, так и в цифровом сегментах газет (в 2012 году в целом на 6%). Тем не менее, реклама по-прежнему остается главным источником доходов медиакомпаний (в 2012 году ее доля составила 46% от общей выручки). В то же время доходы от тиража за прошлый год выросли на 5%, что является знаковым моментом для всей печатной индустрии. Этот показатель оказался в плюсе впервые с 2003 года. При этом доходы только от подписки на печатную версию газеты или продаж номера упали на 14%. В то же время доходы от онлайн-подписки увеличились на 275%, а при совмещении цифровой и печатной версий издания тиражные доходы выросли почти в пять раз».
После опроса, проведенного The New York Times, в результате которого выяснилось, что читатели больше всего хотят избавиться от рекламы, газета весной 2011 года ввела платный доступ к контенту на своем сайте – 10 материалов в месяц предоставляются бесплатно, затем необходимо оформить подписку. В результате прибыль издания в 2012 году составила более 130 млн. долл. по сравнению с убытками почти в 40 млн. долл. в 2011 году. Газета The Boston Globe пошла другим путем, предложив читателям две версии сайта: один с бесплатным доступом, но с обилием рекламы, второй – без рекламы, но вход на него платный.
Падение рекламы наблюдается и в российских печатных СМИ. При этом проседают и продажи газет и журналов, но это во многом связано с уничтожением каналов распространения. Российский издатель в отличие от западного пока не освоил новую модель своего бизнеса со ставкой на продажи. Это и другая философия, и другая технология. Надо заметить, что реклама в Интернете раздражает пользователей все больше и больше. Реклама в газете менее надоедлива, т.к. пользователь ее легко может опустить. Но не это главное. Самое принципиальное то, что СМИ без рекламы будут стоить намного дороже, чем с рекламой, а создать контент, адекватный высокой стоимости СМИ, смогут не все. К этому надо добавить, что в Великобритании уже появилась радиостанция без рекламы, но и этот продукт стоит денег в отличие от обычной радиостанции в FM-диапазоне.
Как будут взаимодействовать в будущем СМИ и Реклама – большой вопрос. Но нам всем надо понять главное: СМИ с рекламой – товар дешевый или вообще бесплатный, а СМИ без рекламы – это дорого, но обязательно очень хорошо.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/)