Почему «ВКонтакте» сможет обойтись без Павла Дурова

Аудитория социальной сети не готова идти за ее основателем, ей нужны привычные сервисы.

120 млн пользователей — страшная сила. Почти вся Россия. Поэтому у многих из тех, кто исследовал феномен социальной сети «ВКонтакте», возникает соблазн описывать его в политических терминах. А в основателе сети Павле Дурове видеть лидера новой формации, за которым идут все эти миллионы.

«Политика не производит интересных лидеров, — писал Николай Кононов в своем бестселлере "Код Дурова". — Часть новых фигур придет из бизнеса, часть — из медиа. Необходимое условие для входа – ты должен создать что-то для большого количества граждан. Имя этому движению activist capitalism, и Дуров предвосхитил его, описывая в квартире на Сенной изменения в мире, которые принесет смена информационной парадигмы, и дал людям то, чего они хотели».

Теперь местонахождение Дурова неизвестно. Следователи грозятся силой доставить его на допрос — подозревают, что это он на белом «мерседесе» сбил в Питере гаишника, а на повестки не реагирует.

48% акций «ВКонтакте» недавно купил, не спросив Дурова, фонд UCP Ильи Щербовича и партнеров. Но гендиректор Дуров не встречается и с новыми акционерами, а общается с ними через свою страничку «ВКонтакте», рекомендуя им воздержаться от комментариев.

Те воздерживаться не видят смысла, хоть на словах и не хотят отстранения Дурова от руководства, потому что он «ключевой человек в компании». Обращаются к нему, как бы укоризненно цокая языком: «В случае, если Павел Дуров был за рулем автомобиля, попавшего в ДТП, мы бы рекомендовали Павлу и его юристам рассмотреть возможность принести официальные извинения сотрудникам ДПС и сотрудничать со следствием».

Лидер широких масс? Скорее, растерявшийся подросток или, в лучшем случае, «коммерс», залегший на дно после бандитского наезда.

Недавно писатель-фантаст Дмитрий Глуховский написал на сайте Snob.ru полную горечи колонку о том, что власти отбирают у Дурова контроль над «последним настоящим независимым СМИ» в России. «Конечно, «ВКонтакте» не является СМИ в прямом смысле. Сто с лишним миллионов человек не получают один и тот же контент, не читают одинаковые новости, их не учат, в отличие от телевидения, единогласно ненавидеть Штаты и обожать Вождя — или наоборот, — оговаривался литератор. — Но такая функция может быть создана разработчиками сети в течение одного дня... При желании на входе можно вывесить, например, фотографии детей, убитых огнеметами и танками в Беслане, и без усилий вызвать революцию».

Но это иллюзия. Что сделают пользователи «ВКонтакте», если Дурова выкинут из компании или даже начнут усаживать в тюрьму? Вряд ли ему «светит» даже такая поддержка, какая есть сейчас у Алексея Навального — вполне традиционного политика, несмотря на умение ловко пользоваться твиттером и ЖЖ.

Пользователи поматерятся, возможно, в комментах — и продолжат использовать соцсеть так же, как и раньше. 

Постить «самострельные» фоточки, смотреть контрафактные фильмы. Обсуждать свои интересы (ислам, котики, замуж) в сообществах по интересам. Гордо заявлять о жизненных целях («Деньги, карьера». – Джохар Царнаев).

«ВКонтакте» — не средство массовой информации, и политическая ценность контроля над ней стремится к нулю, потому что ее пользователи — никакие не массы. Это — потребители вполне конкретных, в основном бесплатных, часто ворованных продуктов.

Каждый день в мире продается 1,5 млрд порций напитков, которые производит компания Coca-Cola. Аудитория этой компании гораздо шире, чем у «ВКонтакте». Но никто почему-то не записывает главу корпорации Мухтара Кента ни в какие лидеры новой формации, не говорит о его медийном потенциале в духе: «Вот если бы на каждой банке разместить фотографии детей, убитых в Беслане...»

В прошлом году гендиректор компании Splat Евгений Демин вложил в коробочки со своим товаром — зубной пастой — антикоррупционный манифест. Он, конечно, нашел отклик у лояльных потребителей, но простимулировал их скорее купить в следующий раз ту же пасту, чем немедленно отправиться на штурм Кремля. Так и высказывания Дурова на околополитические темы скорее повышали или понижали лояльность пользователей к его сервису, чем могли подвигнуть их на какие-то поступки в реальном мире.

Если ты собрал аудиторию из людей, которые любят сладкую газированную воду, предпочитают черную зубную пасту белой или, тем более, не любят платить деньги за музыку и кино — ты никакой не лидер масс.

Ты не более чем поставщик продукта.

Если поставщиком перестанешь быть лично ты, на смену тебе придет кто-то другой — лишь бы продукт не испортился. А случится такое — кто-нибудь предложит замену.

Тут можно возразить: но ведь соцсети используют, чтобы делать революции, — все видели «арабскую весну»! Ну да, а еще используют городские улицы, телефоны, кроссовки, типографии и автоматы Калашникова. Булыжник тоже при правильных обстоятельствах превращается в оружие пролетариата. Революции делают не сервисы и их владельцы. Их делают те, у кого есть простая привлекательная идея, за которую они готовы многим пожертвовать.

Аудитория, собранная Дуровым, — не его армия. Вполне вероятно, она разбежится, когда новые акционеры начнут готовить компанию к IPO, избавляясь от главного ее нынешнего богатства — пиратского контента. А может, приучится платить (Дуров о таком варианте и думать не хотел: любил большие числа, а они у нас сопутствуют только халяве). Но защищать основателя сервиса эта аудитория точно не станет. Вот покупатели Coca-Cola в большинстве своем даже не знают, кто такой Мухтар Кент. И незачем это им.

Леонид Бершидский

 

Источник: Forbes.ru