«Почта России» — не самое худшее почтовое ведомство на планете

Американская почта USPS — мировой лидер по обороту среди почтовых операторов — уже несколько лет не может выбраться из кризиса. Обладающая самым большим автопарком среди мировых почтовых операторов, задающая стандарты обслуживания всем почтовикам, USPSв прошлом году была вынуждена отказаться от субботней доставки. Это помогло компании сэкономить $2 млрд, хотя и не повлияло существенным образом на ее общее положение. Ежегодно государство выделяет USPSсубсидий примерно на $15 млрд, но и этого оказывается недостаточно для покрытия убытков.

Канадский почтовый оператор в 2012 году понес рекордные операционные убытки — $327 млн. Canada Post располагает довольно скромной сетью офисов — около 6500, из которых 3800, располагающихся в сельской местности, находятся под мораторием и их нельзя закрыть. Рентабельность этой относительно небольшой сети удавалось поддерживать за счет высоких тарифов, в том числе на доставку подписных тиражей прессы (например, доставка журнальной продукции подорожала с 1999 по 2008 год на 80%), однако сейчас такая бизнес-модель перестала себя оправдывать.

Вообще говоря, традиционная почта во всем мире переживает не лучшие времена — и на то есть объективные причины. Социальные нагрузки на почтовиков растут, но далеко не везде государство должным образом их оплачивает. Объемы письменной корреспонденции снижаются, падает спрос на газетно-журнальную подписку. В нише пересылки интернет-покупок, весьма востребованной и перспективной, чрезвычайно остра конкуренция со стороны более узкоспециализированных логистических компаний.

Все это верно и для многострадальной «Почты России». Уж только ленивый не бросил в нее камень — и с международными отправлениями разобраться не может (кстати, только с Италией товарообмен за 2012 год увеличился в полтора раза, а ведь есть еще Китай с его Эльдорадо — TaoBao), и плохо работают 42 тысячи отделений, и сотрудники не вежливы и даже грубы порой.

Ассоциация распространителей печатной продукции и все издательско-распространительское сообщество уже много лет добивается реформирования почтовой отрасли в России, пересмотра всей государственной политики в части подписки на газеты и журналы. Издатели и распространители периодики как никто знают, сколько проблем у нашего почтового ведомства. С другой стороны, мы знаем, что пока медленно проворачивается тяжелый механизм государственного регулирования, почта и сама старается идти по пути модернизации.

Например, в последние годы были открыты два автоматических сортировочных центра — в Подмосковье и Санкт-Петербурге. Причем АСЦ в Подольске — самый крупный в Восточной Европе — достраивался в разгар кризиса 2008-2009 года. На его строительство было потрачено 55 млн евро — что называется, под ключ. Почта вложила свои средства и взяла кредит в Дойче-банке. Он обслуживает почти весь Центральный федеральный округ. Петербургский в общей сложности стоил €50 млн. Но обе эти стройки были самыми дорогими и масштабными. Сейчас через центры проходит 35% всей нашей корреспонденции.

Начали открываться по всей стране центры гибридной почты. Это весьма интересная услуга: почтовики предложили не перевозить бумажные письма из города в город транспортом, а перенаправлять их по электронным каналам и распечатывать уже в непосредственной близости от конечного получателя. Подобные центры оснащаются современным печатным оборудованием, позволяющим изготавливать продукцию хорошего качества. При этом стоимость почтовой доставки существенно снижается. Такая гибридная почта интересна и удобна многим корпоративным клиентам почты.

Не так безнадежна ситуация в финансовой деятельности почты, как принято думать. Так, по подсчетам самих почтовиков, по статье возмещение убытков от оказания универсальных услуг связи с использованием пунктов коллективного доступа в Интернет предприятие с 2009 по 2012 год получило около 9 млрд рублей. Реальные убытки составили более 15 млрд рублей. То есть еще 6 млрд рублей «Почта России» компенсировала за счет собственных средств. Субсидии на покрытие убытков, связанных с оказанием услуг общедоступной почтовой связи в отделениях связи, расположенных в районах Крайнего Севера, составили 553 млн рублей. Действительный убыток за четыре года — 9,5 млрд рублей. Субсидии на компенсацию убытков от сдерживания тарифов на доставку подписных периодических печатных изданий (с 2009 года) за минувшие четыре года составили чуть более 12 млрд рублей. С учетом того, что реально замораживание тарифов обошлось предприятию более чем в 18 млрд рублей, недостающие 6 млрд рублей — вклад почтовой службы. Только по этим трем пунктам с помощью «Почты России» государство сэкономило за четыре года около 21 млрд рублей.

Почти 3 млрд рублей сэкономил бюджет страны на оказании универсальной (общедоступной) услуги по доставке письменной корреспонденции. Государство установило на нее социальные тарифы ниже себестоимости, но компенсаций, чтобы покрыть убытки, вообще не выделяет.

Вообще надо понимать, что тарифы «Почты России» довольно низки и в целом убыточны для предприятия. Это касается и посылок: там, где быстрый международный перевозчик возьмет $40, почта берет $1. Это касается и доставки подписки. Так, подсчитано, что как только решение о субсидировании этой услуги государством будет отменено, тарифы резко вырастут, в среднем по стране в 2,5 раза. К примеру, в Москве себестоимость услуги по доставке подписной периодики составляет 170% к действующему тарифу, в Воронежской области — 271%, в Удмуртии — 353%, а в Тюменской области — 530%.

Вот еще одна любопытна цифра: на модернизацию «Почты России» требуется 100-150 млрд рублей. Если найдется эта сумма, в распоряжении предприятия появятся магистральные самолеты, и отправления не будут дожидаться свободного места в пассажирском самолете, как сейчас. Будет расширен автопарк, построены новые современные сортировочные центры. Сроки доставки будут соблюдаться не в 70%, как сегодня, а как минимум в 90% случаев, как того требует действующий закон о почтовой связи.

Сегодня уже даже на самом высоком уровне понятно: нужно либо увеличивать субсидирование почтового оператора, либо соглашаться на либерализацию этого рынка, разрушение существующей монополии. Правда, в таком случае все социальные функции, сегодня исполняемые «Почтой России», превратятся в коммерческие услуги с соответствующими тарифами. Но многие ли из нас готовы раскошелиться? Ведь и сейчас есть выбор — получить посылку из-за границы с помощью почты или, к примеру, DHL. И тысячи продвинутых покупателей Ebay или TaoBao, даже предвидя задержки, предпочитают экономить и выбирают почту.

А в сегменте массовой доставки подписных изданий, который также доступен для конкуренции, альтернативы почте за два десятилетия создать не удалось, и рост тарифов здесь равноценен коллапсу.

Так стоит ли так уж гневаться на «Почту России»?

Дмитрий Мартынов, президент АРПП

Александр Оськин, председатель правления АРПП

 

Источник: PlanetaSMI.RU