XXIV семинар АРПИ «Сибирь»

25-26 апреля в Новосибирске состоялся XXIV семинар АРПИ «Сибирь» «Повышение эффективности продаж периодической печати». Местом его проведения уже традиционно стал конгресс-отель «Новосибирск», где собрались издатели и распространители прессы из Москвы, Смоленска, Барнаула, Новосибирска, Иркутска, Томска и других городов России, а так же Казахстана и Латвии.

Ряд гостей из  Санкт-Петербурга, Улан-Удэ и Чебоксар посетили семинар впервые. Участники семинара обсуждали актуальные и наболевшие для отрасли вопросы, делились опытом работы, знакомились с новыми продуктами.

25 апреля, в день открытия семинара, с приветственным словом выступил Генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов. Он напомнил, что семинары АРПИ «Сибирь» специализируются на двухдневной интенсивной работе, большое внимание уделяется товару, технологиям и инновациям. 

Основная программа семинара началась с выступления коммерческого директора АПРИ «Сибирь» Владислава Гайдецкого. Он представил обзор рынка прессы 2013 года, проведённого по результатам работы АРПИ «Сибирь». Рассказал об общих тенденциях 2013 года на рынке традиционной периодики. Так же на этом семинаре вновь вернулись к теме коллекционных изданий. Если на предыдущем семинаре было решено совсем не затрагивать партворки, то в этот раз речь о них пошла довольно обстоятельная. Прошедшие полгода показали, что работа с коллекциями – это не только доход, но и большие издержки. Акцент был сделан на то, что необходимо быть внимательными при продажах этого товара. 

Тему коллекционных изданий продолжил заместитель Генерального директора по спецпроектам ООО «Бурда Дистрюбьюшен Сервиз» Кирилл Макурин (г. Москва). Он ознакомил участников семинара с тенденциями последних лет на рынке коллекционных изданий и о том, как этот рынок будет развиваться дальше. «Продажи в копиях действительно снижаются, связано это с тем, что издатели переходят от массовых изданий к нишевым коллекциям. С каждым годом, в том числе в 2013 году, нишевых коллекций будет всё больше и больше», - озвучил основную тенденцию рынка партворков Кирилл Макунин. 

В своём основном докладе Сергей Гаврилов раскрыл актуальную тему «Существует ли потенциал роста розничной цены на рынке распространения прессы». «Последнее время мы всё чаще говорим о том, что пресса уходит в более дешевую нишу. Мы продаем дешевые издания, в результате у нас растут издержки. Что делать в этой ситуации?» - обратился Сергей Гаврилов к аудитории. В презентации была представлена динамика цен на товары и услуги и доходов населения, на основе которых был сделан главный вывод – необходимо повышать розничную цену на прессу, и для этого есть возможность в виде опережающего роста заработной платы.

С презентацией газеты «Столетник» выступила Анастасия Рвалова, директор по развитию Издательского Дома «Столетник» (г. Москва). Газета «Столетник» на рынке прессы уже семь лет. Последние годы она распространялась только по подписке. В 2013 году издание вернулось в киосковую розницу в обновленном формате.

Большой блок семинара был посвящен наболевшей проблеме – массовая ликвидация киосков прессы. Как отметил Сергей Гаврилов: «По статистике АРПП в России за день закрывается 10 киосков, то есть, пока мы с вами будем два дня проводить семинар, в стране закроется 20 киосков». Своим опытом противостояния местным властям поделились распространители из Чувашской Республики, Санкт-Петербурга и Барнаула.

Генеральный директор ОАО «Чувашпечать» (г. Чебоксары) Станислав Александров рассказал о предпринятой ими забастовке. Основной акцент выступления был сделан на то, что акция протеста организовали и провели без потерь продаж и в рамках законодательства. В тоже время выбранная форма «итальянской забастовки» позволила привлечь внимание властей и рядовых жителей. 

Генеральный директор ЗАО «Роспечать-Алтай» (г. Барнаул) Данил Алтухов на примере киосковой сети «Роспечать-Алтай» рассказал об особенностях проведения торгов на предоставление аренды земельных участков под размещение киосков прессы. Напомним, в Барнауле администрация, сохранив общее число киосков в городе, исключила из схемы размещения нестационарных объектов почти все киоски ЗАО «Роспечать-Алтай» (102 из 106). 

Тему торгов на право аренды земельных участков под киоски прессы продолжила Ирина Васильева, Генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» (г. Санкт-Петербург). Ирина Васильева отметила, что распространителям пора объединяться в своей борьбе с местными властями и как вариант – взять на вооружение опыт коллег из Чувашии.

Немного оптимизма в настоящее и будущее киосков прессы внёс Михаил Ганьшин, руководитель крупнейшей в Улан-Удэ киосковой сети «Новости». В небольшой презентации он рассказал о том, как их сеть выстраивает отношения с местными властями. Взаимопонимание основывается на том, что ОАО «Новости» взяли на себя часть обязанностей по благоустройству города, в частности по установке современных остановочных площадок общественного транспорта, в настоящее время ведутся переговоры по установке общественных биотуалетов на территории рядом с киосками. Кроме того ОАО «Новости» проводят социально значимые акции и занимаются благотворительностью.

Опытом работы на рынке распространения периодической печати и о торговле русскоязычной прессой в странах Балтии поделился Вадим Федоров, представитель компании Viashop (г. Рига). «Предыдущие докладчики рассказывали о своих проблемах. У нас это произошло в мае прошлого года, - рассказал Вадим Федоров. - Как вы знаете, мы торговали ремиссией. У нас всё произошло достаточно просто – приехала экономическая полиция и арестовала порядка 100 тонн прессы. В результате мы закрыли 10 магазинов, но тем не менее продолжаем работать, потому что любим это дело. Многие годы, порядка 10 лет, мы представляли минимаркеты прессы. Эта отрасль нам нравилась, мы её любим, но иногда бывает так, что когда что-то любишь, не видишь горизонты. Мы поняли, что должны представлять разнообразный ассортимент, делить его на классы люкс и дисконтные классы. Уникальное торговое предложение клиентам – широчайший ассортимент, разделение помещения, дополнительный товар, который похож на прессу, но он имеет подарочный характер – книги, открытки. Сейчас средний павильон Narvesen выглядит так: 9% пресса, 10% алкогольный товар, 23% кофейные терминалы и подготовка хот-догов, 58% продуктовая зона. Канал доставки свежих новостей уходит в интернет и уйдёт полностью, потому что свежая информация становится бесплатной. Мы сосредоточились именно на работе с людьми в интернете, чтобы онлайновый трафик перевести в офлайновый, в наши магазины. Работа должна идти в социальных сетях, необходимо поддерживать постоянную связь с клиентом».

Уже традиционным для семинаров АРПИ «Сибирь» становится блок, посвящённый сопутствующим товарам. Участникам представили продукцию «GP» — батарейки и аккумуляторы. Вероника Кабанова, региональный представитель ООО «AZ» рассказала о новом торговом оборудовании для киосковых сетей.

На семинарах АРПИ «Сибирь» большое внимание уделяется информационным технологиям. Алексей Малышев, ведущий бизнес-технолог АРПИ «Сибирь» подготовил серьёзный доклад о том, насколько необходим электронный документооборот отрасли распространения прессы. Компания АРПИ «Сибирь» активно внедряет инновации, компьютеризирует многие процессы. Именно на основе собственного опыта работы  был представлен новый взгляд на электронный документооборот. 

О том, как развивается программа «Единая цена» рассказал Андрей Ваньков, руководитель группы по работе с поставщиками АРПИ «Сибирь». Розничная цена – главный регулятор величины спроса. Как известно розничная цена складывается из цены издателя, наценки дистрибьютора, логистических затрат и наценки распространителя. В силу географической удалённости Сибирского и Дальневосточного федеральных округов логистические затраты становятся основным фактором увеличения розничной цены. Так по данным АРПИ «Сибирь» стоимость доставки на газеты составляет почти 40% от наценки распространителя, для глянцевых журналов приближается к 100%. Программа «Единая цена» базируется на трёх основных принципах: перевозка за счет средств Издателя; единая, согласованная с Издателем оптовая наценка; единая розничная цена в сетях контрагентов. Такой подход позволяет существенно снизить розничную цену и сделать издание привлекательным для покупателя. Эффективность программы «Единая цена» наглядно демонстрируют показатели продаж журналов ELLE Travel и «Чисто по-женски». За время участия в программе журнала ELLE Travel суммарный прирост в 2010 году за период март-декабрь составил 50,1 %, при этом розничная цена снижена на 28%, со 125 рублей до 90 рублей. Участие в программе «Единая цена» журнала «Чисто по-женски» дало ещё более впечатляющие результаты: суммарный прирост за 3 месяца составил 151 %, при этом розничная цена снижена на 20% - с 27 рублей до 22 рублей. Подробнее об эффективности программы «Единая цена» мы расскажем в отдельной публикации.

О региональном сетевом ритейле, как растущем канале продаж периодики рассказал коммерческий директор АРПИ «Сибирь» Владислав Гайдецкий. «На рынке периодики я работаю недавно и за три месяца работы столкнулся с тем, что в отрасли есть много проблем и основные из них – продажи падают, киоски закрывают, цены на аренду поднимают, периодика не дорожает. При этом я считаю, что есть огромный потенциал для роста продаж периодики. Одним из динамично растущих каналов продаж является сетевой продуктовый ритейл, особенно в регионах. Доля оборота федеральных сетей всего 13% от оборота продуктовых сетей Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Развивать продажи через федеральные сети нужно, но есть и  региональные сети, и их количество  торговых точек гораздо больше чем у федеральных сетей. Это колоссальный потенциал для развития продажи печатной продукции. Кроме того, есть такая категория магазинов как «магазин у дома», на их долю приходится 1508 магазинов, что даже больше, чем количество магазинов региональных продуктовых сетей. Невозможно с первого дня придти и начать продавать. Что необходимо сделать? Должна быть ставка на единого регионального дистрибьютора. Специфика региона и его удалённость играет в этом огромную роль – сложность логистики тут неоспорима. Наша компания готова стать единым дистрибьютором СФО и ДВФО, как для клиентов, так и для поставщиков. Давно пришло время объединиться и делать одно дело».

Завершился первый день семинара насыщенной культурной программой. Издательский Дом «КроссМедиа» (г. Барнаул) провёл викторину среди клиентов-распространителей участников семинара, главным призом которой стала путевка в Грецию. Викторина прошла в рамках презентации изданий под брендом «Ума Палата», которые включают уже 11 журналов. Виталий Лебедев, коммерческий директор ИД «КроссМедиа» обратил внимание на то, что каждый журнал из серии «Ума Палата» имеет свою особенность. Например, в журнале «Ума Палата. Бегемот» представлена информация о жизни звёзд шоу-бизнеса, в журнале «Ума Палата. Снова пятница!» имеется рубрика от популярной программы «Жди меня», в каждом журнале «Ума Палата. Коллекция сканвордов» есть детская страничка и стереокартинка, а отличительная особенность журнала «Ума Палата. Ёлки-палки» - крупный шрифт, журнал «Ума Палата. 1000 кроссвордов» имеет лучшую цену.

Розыгрыш и награждение победителя викторины прошло на завершающем мероприятии первого дня семинара – «Пресс-турнире» по боулингу, который так же прошёл при поддержке Издательского Дома «КроссМедиа». Счастливым обладателем путёвки стал Александр Ибрагимов, занимающийся распространением прессы в Новокузнецке.

Второй день семинара начался с экскурсий. Три параллельных маршрута – киоски и магазины прессы, супермаркеты, автоматизированный склад АРПИ «Сибирь» - позволили членам делегации разделиться и за короткое время охватить весь цикл распространения периодики. Наибольший интерес вызвала экскурсия по складу АРПИ «Сибирь», которая стала интересна не только новым участникам семинара, но и тем, кто приезжает далеко не первый раз. Обновленные площади, опыт внедрения инноваций, автоматизация и компьютеризация процессов заинтересовала всех экскурсантов. Тем более что у них была возможность не просто увидеть, но и в прямом смысле потрогать руками.  На появляющиеся вопросы отвечали непосредственно сотрудники склада.

Основной формой проведения второго дня семинара стали Круглые столы. 

Наибольший интерес вызвал Круглый стол, посвящённый киосковой рознице, с частности проблеме развития ассортимента. Тема вызвала активное участие и обсуждение, о чём мы напишем в отдельном подробном отчете.

О новых разработках программного продукта «1С: Управление продажами. ТНП и пресса» рассказали Иван Тынянский, руководитель группы аналитики и учёта АРП «ФраМ» и Роман Хисматуллин, руководитель отдела товаропродвижения ООО «ТК-Пресс», отвечающие за использование продукта в киосках и супермаркетах. Этот Круглый стол прошёл в нестандартном формате – ведущими были именно те, кто работает с этой программой, а значит, может ответить на вопросы о практическом использовании программы.

Третий Круглый стол был посвящен теме «Ассортимент – региональная специфика». О принципах работы с прессой в сетевых и локальных продуктовых сетях рассказал Дмитрий Ятченко, руководитель отдела розничных продаж ООО «ТК-Пресс». Во второй части Круглого стола Роман Хисматуллин рассказал о мерчендайзинге в супермаркетах.

В перерыве между Круглыми столами Генеральный директор  Издательского Дома «Ю.М.С.» Михаил Плаксин (г. Смоленск) провел необычную презентацию журнала для детей «3/9 царство» и газеты «1000 советов дачнику». Подготовила презентацию команда КВН «Триод и Диод». В рамках презентации КВНщики провели популярное шоу «Интуиция» с призами от ИД «Ю.М.С.». 

При поддержке Издательского Дома «Ю.М.С.» прошла и вечерняя развлекательная программа, ведущими которой так же  стала команда КВН «Триод и Диод» из Смоленска, чемпионы Высшей Лиги КВН 2012 года.

Пресс-служба АРПИ «Сибирь»