Я бы не стал употреблять слово «опасается». Я считаю, что рецессия обязательно будет, просто надо быть к ней готовым и морально, и с точки зрения бизнес-процессов. Стоит трезво оценивать свои силы и возможности, но и не забывать, что порой рецессия дает компаниям возможность для рывка.
Автоперевозчики традиционно первыми ощущают замедление экономического развития: с начала 2013 года снижаются потребительский спрос и темпы производства. Рецессия для перевозчиков не только означает отсутствие возможности развиваться, но и во многих случаях ведет к банкротству. В России положение этого бизнеса после кризиса очень плохое и нестабильное. Грузоотправители работают по принципу «как можно дешевле», что не дает адекватным транспортникам строить стабильный бизнес. Вместе с этим действует большое количество различных ограничений и штрафов, вводятся все новые сборы, дорожает топливо и отсутствует современная дорожная инфраструктура. При этом такая стратегическая для страны отрасль, как грузовые автоперевозки, не находит поддержки у государства.
Олег Анисимов, вице-президент банка «Тинькофф Кредитные Системы»
Не боюсь, так как изучал в питерском Финэке макроэкономику, а поэтому знаю про циклический характер экономики. К рецессии лучше быть всегда готовым. Никто не застрахован от потери работы, поэтому я рекомендую каждый месяц делать сбережения (20-30 процентов дохода на банковских вкладах). Их должно хватать минимум на год обычной жизни в случае потери работы.
Иван Чувелев, партнер Arch4
Экономический спад уже коснулся рынка дорогих загородных резиденций. Стоимость их строительства и отделки у нас превышает европейские (а тем более американские) аналоги, притом что ликвидность таких объектов почти нулевая. Строить их на продажу рискованно, для себя любимого — затратнее с каждым днем. Количество новых проектов снижается. Возможный выход — работа в бюджетном сегменте — ограничен возможностями исчезающего российского среднего класса.
Александр Тезяев, директор по маркетингу и развитию холдинга EKF Electrotechnica
Возможность рецессии как таковой вызывает у нас определенную осторожность в действиях, но не более того. Если вы внимательно отслеживаете ключевые параметры отраслевого и макрорынков, контролируете изменение ключевых показателей эффективности как бизнеса, так и отрасли, если в ваших руках контроль над собственными издержками и готовые инструменты по их ускоренному сокращению — вам нет смысла бояться. Рецессия — не более чем экономический процесс, имеющий как отрицательные, так и положительные стороны. Сильные игроки максимально вберут в себя плюсы, слабые начнут погибать от минусов.
Вадим Логинов, директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал»
А чего ее бояться — это периодически случается в любой экономике. И чем обычно заканчивается краткосрочное отступление (от латинского — «рецессия»), мы знаем по отечественным войнам. Вот чего нужно бояться и не допустить, так это затяжной депрессии. На мой взгляд, проблема состоит в том, что никто не хочет брать на себя риски. Деньги в экономике есть, но мало кто вкладывает их в предпринимательство, частный бизнес, инвестирует в акции. Без risk-takers трудно добиться роста. Государству нужно попробовать разделить эти риски с людьми, и рост будет.
Михаил Левицкий, председатель совета директоров банка «Стройкредит»
Рецессия — это не вопрос оценки, не минус и не плюс. Рецессия — это данность, констатация факта. Бояться рецессии сегодня — все равно что опасаться снега зимой. Следует отбросить все страхи. Нужно активно решать вопросы и задачи, которые позволят избежать перехода от рецессии к стагнации. В первую очередь необходимо озаботиться ростом промпроизводства за счет наполнения экономики деньгами. А для этого нужно повышать потребительский спрос.