РАР, два последние года с переменным успехом боровшийся с нелегальным алкоголем «в реале», готовится атаковать виртуальные каналы распространения контрафакта. «Согласно п. 5 постановления правительства РФ от 27.09.2007 №612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», продажа алкоголя дистанционным способом не допускается. Сейчас мы прорабатываем вопрос о разработке предложений по внесению изменений в действующее законодательство, позволяющих включать сетевые адреса сайтов, через которые происходит продажа алкогольной продукции, в единый реестр сайтов, содержащих запрещенную информацию», — сообщили РБК daily в пресс-службе РАР.
Пойти на такой шаг регулятор был вынужден после того, как Роскомнадзор отказал ему в просьбе закрыть 20 сайтов, где всем желающим предлагалось приобрести суррогатный алкоголь. «Мы составили список интернет-сайтов, где продавали алкоголь сомнительного происхождения в пятилитровых канистрах под видом элитных марок виски и рома. Однако в Роскомнадзоре к этому вопросу подошли очень формально, отказав нам в этом», — не без досады в голосе рассказал изданию заместитель руководителя РАР Вячеслав Диденко.
В сети действительно немало сайтов с подобными предложениями. Элитный импортный алкоголь предлагается купить в канистрах по цене в несколько раз дешевле магазинной. Для потенциальных потребителей культивируется легенда, что все элитные западные напитки поставляются в Россию цистернами наливом, после чего уже здесь происходит их бутилирование на неких предприятиях. Продавцы, предлагающие импортный алкоголь по дешевке, якобы имеют отношение к этим предприятиям по розливу, где и добывают товар на продажу. О том, что такая легенда не имеет отношения к реальности, свидетельствуют данные ФТС, согласно которым наливом в Россию поставляются только виноматериалы и коньячные спирты. Весь остальной алкоголь, в том числе виски и ром, приходит в Россию уже в бутилированном виде.
«В Роскомнадзоре нам посоветовали приходить с судебным решением по каждому конкретному сайту, — сетует Диденко. — Но надо понимать, что закрывать сайты через суды — очень долгая история. Мы считаем, что у регулятора должно быть право в случае, если есть уверенность в совершении противоправных действий, делать представление на закрытие таких сайтов без судебных решений». Замглавы РАР признался, что выявлять склады, где бутлегеры изготавливают и разливают по канистрам паленый «Чивас», довольно непросто. «Они очень осторожные, — рассказал Диденко. — Договариваясь с клиентом, они посылают курьера с канистрой на метро. При этом курьер, как правило, и сам не знает, где находится производственная база. Его задача — довезти товар, получить деньги, потом эти деньги передать тем, кто его нанял».
Нежелание Роскомнадзора работать в паре с РАР действительно продиктовано буквой закона. Представитель ведомства Владимир Пиков честно признался, что не смог обнаружить официальные обращения от алкогольного регулятора, но пояснил, что Роскомнадзор смог бы удовлетворить запрос алкогольного регулятора, если бы сайты, предлагающие купить контрафактный алкоголь, были бы зарегистрированы в качестве СМИ. «Что касается реестра, в него адреса могут попасть только по трем темам — детская порнография, наркотики и пропаганда суицида. Сейчас у нас есть четкое понимание того, что этот список ничем дополнен в ближайшее время не будет. Если же у гражданина или госоргана возникают претензии к действиям других граждан или юридических лиц, то они должны выяснять свои отношения через суд, это нормальная практика», — резюмирует Пиков.
Директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз уверен, что сайты, реализующие нелегальный алкоголь, нужно закрывать, а их владельцев преследовать по всей строгости закона: «Вопрос контрафакта элитного алкоголя чрезвычайно серьезный. Ситуация хорошо иллюстрируется на примере виски: в прошлом году разница между объемами продаж этого напитка и импортом составила 25–30%. То есть на российском рынке продается до 30% контрафактного виски. И если два-три года назад основная масса поддельных виски, рома, джина и текилы разливалась в канистры, то сейчас все продается в бутылках в магазинах и дешевой HoReCa (кафе, рестораны, отели. — РБК daily)».
«По итогам 2012 года темпы роста ввоза элитного алкоголя в Россию резко уменьшились, с 25–30% до 10–12%. Конечно, это также можно объяснить низкими темпами роста благосостояния населения, но первопричина все же в росте производства контрафакта. РАР обязательно должен добиться каких-либо результатов в вопросе борьбы с онлайн-продавцами спиртного, ведь их клиенты — это в первую очередь перекупщики», — считает Дробиз.
Запрет на дистанционную торговлю алкоголем действует в России с 2007 года. За последние пять лет различные общественные организации несколько раз пытались поднять вопрос об отмене этой нормы, однако позиция государства по этому вопросу осталась неизменной. По мнению сторонников запрета, основным аргументом в его пользу является невозможность установить возраст покупателя в момент совершения сделки, а также проследить соблюдение запрета ночных продаж спиртного.
Денис Пузырев, Евгений Красников
Источник: РБК daily (Online)