Бороться с «чернухой» в СМИ всех видов и мастей, взяв на вооружение международные нормы бизнес-этики, намерена инициативная группа общественных деятелей. Накануне она собрала в ТПП РТ пресс-конференцию. Инициаторы «народного контент-контроля» убеждены, что медиамагнаты будут вынуждены поступиться коммерческим интересом и внять рекомендациям по созданию общественно полезного контента, иначе попадут ни больше ни меньше под международный информационный трибунал. Как местные игроки медийного рынка отнеслись к инициативе и причем тут Алишер Усманов и Борис Березовский, выясняла корреспондент газеты «БИЗНЕС Online».
«ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАНО ЗДРАВОМЫСЛЯЩИМИ РОССИЯНАМИ, ЧТО ВЕДУЩИЕ СМИ ЗАНИМАЮТСЯ ДЕБИЛИЗАЦИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ»
Как было нетрудно заметить до начала вчерашнего мероприятия в Торгово-промышленной палате (ТПП), спикеры и представители медийного рынка, приглашенные к участию в пресс-конференции (достаточно узкий круг, руководители, а не рядовые журналисты – ред.), хорошо знакомы друг с другом. В свою очередь, представим читателю экспертов, ставших инициаторами учреждения «народного контент-контроля», поскольку их специализация «в миру» явно во многом определила и основные «блоки» реализации данной инициативы.
В частности, основным спикером на пресс-конференции выступил советник юстиции, правовой эксперт Общественной палаты России Борис Пантелеев, который также является исполнительным директором АНО «Агентство правовой информации «Человек и закон» (АПИ), Москва. Как следует из информации, размещенной на сайте АПИ, Пантелеев ранее работал в академии генеральной прокуратуры России, а само АПИ специализируется на расширении «в центре и регионах круга квалифицированных журналистов, специализирующихся по так называемому «силовому» направлению».
– Официально признано президентом России, главой администрации Ивановым и прочими государственными руководителями, да и все остальные здравомыслящие россияне признают, что ведущие СМИ усиленно занимаются дебилизацией нашего населения. Медиаструктуры выстраивают информационную политику, исходя исключительно из коммерческого интереса, что часто идет вразрез с интересами общества. Существующие законы либо не работают, либо становятся поводом для анекдотов, как закон о запрете мата в СМИ. Мы предлагаем перестать топтаться в дихотомии «пресса и власть». Сегодня самое время разобраться с недобросовестной конкуренцией и коррупцией в медиасфере, и у нас есть все возможности для этого, – заявил Пантелеев. По его словам, Татарстан, как ведущий регион страны, мог бы выступить в качестве «колыбели системы народного контроля за информационным пространством России».
«АППАРАТУРА ИСПЫТАНА НА РУКОВОДИТЕЛЯХ САМОГО ВЫСОКОГО РАНГА»
«Силовая» тема также косвенно прослеживается и в трудовой биографии другого инициатора «народного контент-контроля», профессора Института экономики управления и права, генерального директора казанского ЗАО «МНПО «Акцептор» Юрия Цагарелли, известного как создатель активациометра – детектора лжи или «черного чемоданчика». Как утверждает его разработчик в одном из интервью, в отличие от обычного полиграфа, «с помощью активациометра можно не только зафиксировать, что человек лжет, но и получить информацию о том, что именно он скрывает». Собственно, как далее выяснилось, данный аппарат, а также другая «антикоррупционная» аппаратура от Цагарелли, которая сегодня, по его словам, находится на вооружении в МВД РФ, РТ и Интерполе, должна стать одним из ключевых «столпов» формирования доказательной базы против «недобросовестных медиамагнатов».
– Аппаратура испытана на руководителях самого высокого ранга, – подчеркнул профессор.
Куда уж тут медиамагнатам устоять…
В рамках пресс-конференции Цагарелли не только напомнил суть достоинств своих антикоррупционных разработок типа активациометра, но привел целый список экспертов со всей России (психологов, искусствоведов и т.п.), которые уже сегодня готовы встать под знамена борьбы за общественно полезный контент. Именно на этом и строится доказательство объективности подхода «народного контент-контроля», более того, как неоднократно подчеркнул Пантелеев, «мы не занимаемся вкусовщиной». А в части влияния Запада профессор Цанарелли выразился кратко, но емко: «Привыкли наши под них ложиться! А мы не ложимся, мы их учим».
– Я в некотором роде представляю Интерпол и МВД, и хотя методик раскрыть вам не могу, должен сказать – там знают, что происходит в этих (медийных – ред.) кругах. Там достоверность информации – 7 процентов, не более. Это меньше, чем на кофейной гуще! – воскликнул профессор, и аудитория одобрительно загудела.
«ОБЩЕСТВЕННАЯ КОМИССИЯ БУДЕТ СОЗДАВАТЬ ЧЕРНЫЙ СПИСОК ВРЕДНОЙ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ИНФОРМАЦИИ»
При этом Пантелеев подчеркнул, что о цензуре речь не идет, поскольку она запрещена Конституцией РФ, а сам проект является «надпартийным». Однако его соратник по проекту, казанская бизнесвумен, гендиректор компании PResident Ирина Волынец полушутя-полусерьезно отметила: «Мы не цензура, мы хуже цензуры!»
Отметим, что Волынец, как многодетная мать и руководитель рекламной компании, отвечает в инициативной группе за семейные ценности, точнее за их соблюдение в рекламном и развлекательном контенте. При этом она убеждена, что за злостное попрание таковых медиамагнатов необходимо отдавать под трибунал – международный информационный трибунал (как отметил Пантелеев, он предпочел бы формулировку «международный информационный третейский суд»), оперирующий нормами международной бизнес-этики. «Время выбрано очень удачно – как раз 26 апреля Госдумой РФ принята конвенция по ограждению детей от секса и насилия, под которой в действительности понимается секс-просвет!» – убеждена Волынец.
Как уточнили участники инициативной группы, для постоянного мониторинга информационного пространства будет учреждена независимая общественная комиссия, которая помимо прочего будет создавать «черный список» негативной, вредной для общества информации (в частности, как рассказала корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» Волынец, она готовит аналитику по влиянию на наших детей западных мультфильмов), будет «требовать от производителей этого контента создания этических кодексов внутри медиаструктур, строгого следования этим кодексам и разбора всех конфликтных ситуаций, которые возникают в этой связи». Как отметил в этой связи Пантелеев, «одной редакционной политики сегодня уже недостаточно».
Таким образом, инициаторы «народного контент-контроля» сформулировали свою главную «фишку» в борьбе с «недобросовестными» СМИ – так называемый комплайенс-подход (от англ. compliance – соблюдение), призванный регулировать этику внутрикорпоративных и внешних отношений компании. Собственно, борцы за чистоту контента в российских СМИ рассчитывают, что именно иностранные партнеры наших медийщиков, как приверженцы такого комплайенс-подхода, окажут давление на совесть последних.
«БЕРЕЗОВСКИЙ ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ, ПОТОМУ ЧТО ЕГО ПРИЗНАЛИ НЕПОРЯДОЧНЫМ ПАРТНЕРОМ!»
«Хватит уже топтаться на дихотомии «пресса и власть»! Мы должны подходить к СМИ как к бизнес-структурам!» – убеждал аудиторию Пантелеев. Однако, по его словам, коммерческий интерес не может превалировать над общественным продуктом, который не всегда может себя продвинуть. «Если детская или религиозно-просветительская передача не могут пробиться в прайм-тайм, поскольку ради рейтинга канал ставит туда кровавый сериал, значит, мы будем говорить о недобросовестной конкуренции!» – обрисовал спикер суть похода народных контент-контролеров. Кроме того, эксперты намерены шире использовать свежие поправки в российское гражданское законодательство, внесенные в связи с вступлением РФ в ВТО и носящие антикоррупционный характер.
– Более 80 процентов контента крупнейших российских интернет-провайдеров, медиахолдингов – это иностранный продукт, закупаемый ими на международном рынке, где работают и нормы комплайнс-подхода. Соответствующие обязательства являются необходимым условием для заключения этих контрактов с иностранными партнерами, – подчеркнул Пантелеев. Именно поэтому, следуя логике инициаторов «контент-контроля», медиамагнатам ничего не останется, как подчиниться рекомендациям по улучшению контента, предоставленным комиссией в составе наших экспертов.
Более того, по словам Пантелеева, за рубежом культ комплайенс-подхода настолько силен, что даже опальный олигарх Борис Березовский действительно покончил с собой именно потому, что не смог выдержать позора несостоятельности. «Лондонский суд признал его непорядочным партнером, и он (Борис Березовский – ред.) перестал существовать как бизнесмен. Он даже распускал слухи, что занял 5 тысяч, чтобы подтвердить, что есть хоть один человек, который дал ему в долг!» – поведал его тезка заинтригованному залу.
«КАНДИДАТ НОМЕР ОДИН – АЛИШЕР УСМАНОВ»
При этом инициативная группа намерена проводить регулярный мониторинг медиамагнатов-нарушителей, в том числе с помощью аппаратуры профессора Цагарелли. «Кандидат номер один – Алишер Усманов!» – заявил эксперт российской Общественной палаты, добавив: «Мы маленьких не трогаем».
На вопрос корреспондента газеты «БИЗНЕС Online», как инициативная группа борцов за чистоту контента относится к региональным ведущим изданиям, в связи с чем их контент вызывает широкий общественный резонанс (а всем, как известно, мил не будешь), Пантелеев сообщил, что «мы видим в вас опору».
– Нам, собственно, для запуска этого механизма особо ничего не нужно, кроме вашей поддержки, – отметил Пантелеев, обращаясь к аудитории. По его словам, у них есть хорошая юридическая поддержка (в частности, за этот «блок» отвечает адвокат Павел Бондарчук, чье участие в пресс-конференции свелось к заявлению: «Главное – законность»).
Однако он же не преминул отметить, что ввиду важности задачи инициативная группа не откажется и от поддержки «административного ресурса», полагать о наличии которой «есть все основания». (При этом в рядах аудитории раздалось негромкое: «Да уж, будем «мочить в сортире»). Более того, эксперт заявил, что, «поскольку проект инновационный, мы в дальнейшем планируем обратиться с ним в «Сколково».
«НЕ ФАКТ, ЧТО ГОСУДАРСТВО НЕ ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ ДВИЖЕНИЕМ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ СМИ, КРИТИЧНО НАСТРОЕННЫХ К ВЛАСТИ»
Тем не менее скепсис, что на практике застрельщики «народного контент-контроля» смогут заставить медиамагнатов подчиняться своим рекомендациям, еще не раз прозвучал из зала, да так и повис в воздухе. Тем более что большинство «развращенных» медийных проектов в российские СМИ пришли как раз с Запада.
Эльмира Гайнутдинова – директор делового интернет-портала «Татцентр.ру»:
– Вы знаете, сама идея не нова. Насколько она будет успешна, покажет время, потому что контроль за медиапространством – это общее дело не одной структуры. Поэтому я пока по большому счету не особенно верю в успех этого дела.
Венера Якупова – главный редактор газеты «Казанские ведомости», заместитель председателя союза журналистов РТ:
– Не знаю, насколько эта инициатива реалистична, но она благородна. Потому что мы видим, частный медиабизнес нередко переходит все «красные флажки», особенно телевидение. Но у меня такое двоякое впечатление от этой пресс-конференции… Не собрались ли здесь вдохновленные дон кихоты воевать с ветряными мельницами? Кроме того, я не уверена, что если данное общественное движение будет опираться на административный ресурс, то этот ресурс не воспользуется возможностью для устранения какого-нибудь СМИ, которое критично настроено к власти.
Ирина Волынец – генеральный директор компании PResident:
– По поводу «нравится - не нравится» контент потребителю. Например, наркоманам нравится колоться, но это не значит, что это им полезно. И когда ребенок говорит, что он хочет смотреть эти дебилизирующие мультфильмы, это не значит, что родитель должен идти у него на поводу. Сейчас я как раз провожу исследование по диснеевской продукции – это же какой-то кошмар! Сегодня психологи по всему миру призывают СМИ и родителей запретить эти мультфильмы, потому что психика детей не просто страдает – она разрушается, причем безвозвратно. Это также как и раннее сексуальное просвещение, приводит к деградации личности. Но сегодня модно нарушать табу, это же не прописано нигде в законе! Но общество в результате легко дебилизируется и становится легко управляемым.
Наталья Сухорукова
Источник: БИЗНЕС Online