Граница между зонами ответственности власти и СМИ

Двадцать лет назад умами граждан постсоветского пространства овладел тезис о чудесной способности свободного рынка к саморегуляции. Мол, падут государственные «сдержки и противовесы», и сразу выстроится идеальная экономическая структура. Эти ожидания были и в отрасли печатных СМИ – мечталось, что после самоустранения государства все само собой устроится, что останутся честные, независимые, интересные газеты и журналы, будут они коммерчески успешны и социально ответственны одновременно…

Однако на деле этот идеал оказался миражом. Обязательно выпадает один из элементов – независимые и социально ответственные становятся провальными с экономической точки зрения, коммерческий успех достигается заботами об интересах читателя и рекламодателя, а не общества и государства…

Выяснилось, что и на Западе свободный рынок прессы отнюдь не означает полного невмешательства государства. Более того, Западная Европа имеет 200-летний опыт субсидирования газетной прессы. И даже американский газетный бизнес, этот образец максимально независимого и коммерческого подхода, на самом деле довольно обширно пользуется финансовой поддержкой правительства.

Взаимодействие государства и медиасферы в зарубежных странах идет по двум принципиальным направлениям: регулирование и господдержка. Видна также разная степень участия: от мельчайшей детализации норм и правил поведения до законодательства универсального характера, от бюджетной поддержки отрасли в целом до точечного финансирования отдельных программ и инициатив. При этом властям, как правило, удается избегать давления и поддерживать высокую степень свободы самовыражения, не ограничивать свободу слова.

Государства в первую очередь ждут от СМИ поддержания плюрализма мнений, обеспечения равного доступа граждан к информации, сохранения целостности единого информационного пространства. Но выделяя средства на содействие медиаструктурам, принимающим на себя исполнение этих функций, власти легко перейти границу между помощью и манипулированием. Именно поэтому чаще всего в мире господдержка СМИ носит не прямой, а косвенный характер.

Наиболее важным видом такой помощи является предоставление льготных почтовых тарифов и тарифов на доставку тиражей (Франция, Германия, Швеция, Дания, Швейцария, США и другие). Данные меры позволяют существенно снизить отпускные цены на издания, минимизировать издержки издателей на транспортировку тиражей.

Повышению качества обслуживания потребителей способствуют выделяемые во Франции, Швеции, Финляндии и в других странах субсидии на совершенствование работы системы дистрибуции периодики, в том числе розничных сетей, развитие складского хозяйства, модернизацию в целом логистических комплексов.

Заслуживает внимания накопленный во Франции, Германии, Испании и др. опыт финансирования программ по сохранению и расширению читательской аудитории, реализации различных проектов по привлечению молодежи к чтению. Претворение в жизнь этих инициатив формирует благоприятные условия для повышения политического и культурного уровня молодежи, создает дополнительные предпосылки для воспитания чувств патриотизма.

В целом ряде стран задачи поддержки отрасли печатных СМИ решаются не только в сфере защиты общегосударственных интересов, упрочения позиций центральных газет и журналов, систем их распространения. Следует отметить и эффективность мер, осуществляемых в странах с многонациональным составом населения, а также там, где традиционно были востребованы местные газеты. Региональные властные структуры Австрии, Италии, Испании, а также Франции, Швеции, Норвегии и других оказывают значительную поддержку локальным изданиям и изданиям на языках нацменьшинств, что благоприятно влияет на сохранении здоровой атмосферы в обществе.

Практически во всех странах установлены нулевые или пониженные по сравнению с общим показателем ставки налога на добавленную стоимость.

В комплекс мероприятий по поддержанию национальных индустрий печатных СМИ входят также предоставление дотаций на ведение производственной деятельности, на приобретение бумаги, расходных и тому подобных материалов (Норвегия, США), выдача целевых займов, оплата государством целевой рекламы, отмена или снижение налога с продаж и так далее (Испания, Дания, США и другие).

Итак, мы видим, что граница проходит по зоне социальной ответственности. И помощь государства позволяет печатным СМИ служить на пользу обществу, оставаясь при этом на плаву.

В России, безусловно, федеральный бюджет также выделяет средства на поддержку медиаотрасли. Однако, на наш взгляд, использовать эти ассигнования можно гораздо эффективнее. Например, не субсидировать напрямую ограниченное число изданий, а увеличить дотации «Почте России» на доставку подписных тиражей, ведь даже с учетом существующих компенсаций эта услуга стоит столько, что зачастую удваивает стоимость издания.

Существенной помощью отрасли было бы изменение налоговой политики. В частности, АРПП предлагает введение режима налогового благоприятствования для печатных СМИ и смежных отраслей: установление единой сквозной ставки в размере 5%; снижение до 10% отчислений в социальные фонды для издателей и распространителей прессы.

Рабочей группой при Минкомсвязи России была подготовлена «Концепция реформирования рынка печатных СМИ Российской Федерации до 2015 года». Эта концепция предлагает и другие меры господдержки:

– предоставить редакциям печатных СМИ и распространителям печати право на списание нереализованного тиража периодики с отнесением затрат на себестоимость в пределах 30% от всего объема;

– отменить предоплату НДС и налога за распространение бесплатных тиражей;

– распространить действие подпункта 19.1 п.1 ст. 265 Налогового кодекса на расходы в виде премии, выплаченной продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, например за приоритетную выкладку прессы в местах ее розничных продаж;

– принять меры по укреплению киосковой сети распространения печати как социального ресурса.

Суммы, требующиеся на поддержку прессе в том или ином виде, в масштабах бюджета государства необременительны, и тем не менее могут помочь прессе достойно выполнять ее конституционный долг даже в кризисные времена.

Политика активной господдержки дает возможность периодическим изданиям сохранять количество своих читателей и подписчиков, регулировать цены на издаваемую продукцию. Одновременно решается задача обеспечения свободного доступа читателей к печатной продукции, что является неотъемлемой частью демократического процесса.

Следует подчеркнуть, что поддержка национальных печатных СМИ и систем их распространения является одной из приоритетных задач, решаемых в современных условиях правительствами и парламентами многих стран мира. При этом, как показывает практика, выделяемые на эти цели бюджетные ассигнования и осуществляемые иные меры необходимы и вполне оправданы.

На этом фоне меры по господдержке СМИ  в России являются недостаточными и неэффективными. По нашему твердому мнению, стране нужен новый закон «О государственной поддержке СМИ, книгоиздательства, полиграфии и распространения печатной продукции». И в этом законе должен быть аккумулирован весь позитивный зарубежный опыт по поддержке газет, журналов и книг.

 

Таблица 1.

Страны, в которых применяется налог с продаж (в процентах)

 Страна

НСП для книг, газет и журналов

Базовый НСП

Австралия

10

15

Индия

0

35

Латвия

9

21

Новая Зеландия

12

15

Словения

8,5

20

Эстония

18

20

 

Таблица 2.

Страны, в которых применяется налог на добавленную стоимость (в процентах)

Страна

НДС на прессу

Базовая ставка НДС

Дания

0

25

Норвегия

0

25

Бельгия

0

21

Великобритания

0

20

Франция

2

19,6

Греция

4

23

Испания

4

21

Италия

4

20

Швеция

6

25

Польша

7

23

Германия

7

19

Финляндия

9

23

Австрия

10

20

Россия

10

18

Китай

13

17

 

Дмитрий Мартынов, президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)

Александр Оськин,  председатель правления АРПП

Источник: Журнал «Новости СМИ» №9(366) от 29.04.2013г.