Однако на деле этот идеал оказался миражом. Обязательно выпадает один из элементов – независимые и социально ответственные становятся провальными с экономической точки зрения, коммерческий успех достигается заботами об интересах читателя и рекламодателя, а не общества и государства…
Выяснилось, что и на Западе свободный рынок прессы отнюдь не означает полного невмешательства государства. Более того, Западная Европа имеет 200-летний опыт субсидирования газетной прессы. И даже американский газетный бизнес, этот образец максимально независимого и коммерческого подхода, на самом деле довольно обширно пользуется финансовой поддержкой правительства.
Взаимодействие государства и медиасферы в зарубежных странах идет по двум принципиальным направлениям: регулирование и господдержка. Видна также разная степень участия: от мельчайшей детализации норм и правил поведения до законодательства универсального характера, от бюджетной поддержки отрасли в целом до точечного финансирования отдельных программ и инициатив. При этом властям, как правило, удается избегать давления и поддерживать высокую степень свободы самовыражения, не ограничивать свободу слова.
Государства в первую очередь ждут от СМИ поддержания плюрализма мнений, обеспечения равного доступа граждан к информации, сохранения целостности единого информационного пространства. Но выделяя средства на содействие медиаструктурам, принимающим на себя исполнение этих функций, власти легко перейти границу между помощью и манипулированием. Именно поэтому чаще всего в мире господдержка СМИ носит не прямой, а косвенный характер.
Наиболее важным видом такой помощи является предоставление льготных почтовых тарифов и тарифов на доставку тиражей (Франция, Германия, Швеция, Дания, Швейцария, США и другие). Данные меры позволяют существенно снизить отпускные цены на издания, минимизировать издержки издателей на транспортировку тиражей.
Повышению качества обслуживания потребителей способствуют выделяемые во Франции, Швеции, Финляндии и в других странах субсидии на совершенствование работы системы дистрибуции периодики, в том числе розничных сетей, развитие складского хозяйства, модернизацию в целом логистических комплексов.
Заслуживает внимания накопленный во Франции, Германии, Испании и др. опыт финансирования программ по сохранению и расширению читательской аудитории, реализации различных проектов по привлечению молодежи к чтению. Претворение в жизнь этих инициатив формирует благоприятные условия для повышения политического и культурного уровня молодежи, создает дополнительные предпосылки для воспитания чувств патриотизма.
В целом ряде стран задачи поддержки отрасли печатных СМИ решаются не только в сфере защиты общегосударственных интересов, упрочения позиций центральных газет и журналов, систем их распространения. Следует отметить и эффективность мер, осуществляемых в странах с многонациональным составом населения, а также там, где традиционно были востребованы местные газеты. Региональные властные структуры Австрии, Италии, Испании, а также Франции, Швеции, Норвегии и других оказывают значительную поддержку локальным изданиям и изданиям на языках нацменьшинств, что благоприятно влияет на сохранении здоровой атмосферы в обществе.
Практически во всех странах установлены нулевые или пониженные по сравнению с общим показателем ставки налога на добавленную стоимость.
В комплекс мероприятий по поддержанию национальных индустрий печатных СМИ входят также предоставление дотаций на ведение производственной деятельности, на приобретение бумаги, расходных и тому подобных материалов (Норвегия, США), выдача целевых займов, оплата государством целевой рекламы, отмена или снижение налога с продаж и так далее (Испания, Дания, США и другие).
Итак, мы видим, что граница проходит по зоне социальной ответственности. И помощь государства позволяет печатным СМИ служить на пользу обществу, оставаясь при этом на плаву.
В России, безусловно, федеральный бюджет также выделяет средства на поддержку медиаотрасли. Однако, на наш взгляд, использовать эти ассигнования можно гораздо эффективнее. Например, не субсидировать напрямую ограниченное число изданий, а увеличить дотации «Почте России» на доставку подписных тиражей, ведь даже с учетом существующих компенсаций эта услуга стоит столько, что зачастую удваивает стоимость издания.
Существенной помощью отрасли было бы изменение налоговой политики. В частности, АРПП предлагает введение режима налогового благоприятствования для печатных СМИ и смежных отраслей: установление единой сквозной ставки в размере 5%; снижение до 10% отчислений в социальные фонды для издателей и распространителей прессы.
Рабочей группой при Минкомсвязи России была подготовлена «Концепция реформирования рынка печатных СМИ Российской Федерации до 2015 года». Эта концепция предлагает и другие меры господдержки:
– предоставить редакциям печатных СМИ и распространителям печати право на списание нереализованного тиража периодики с отнесением затрат на себестоимость в пределах 30% от всего объема;
– отменить предоплату НДС и налога за распространение бесплатных тиражей;
– распространить действие подпункта 19.1 п.1 ст. 265 Налогового кодекса на расходы в виде премии, выплаченной продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, например за приоритетную выкладку прессы в местах ее розничных продаж;
– принять меры по укреплению киосковой сети распространения печати как социального ресурса.
Суммы, требующиеся на поддержку прессе в том или ином виде, в масштабах бюджета государства необременительны, и тем не менее могут помочь прессе достойно выполнять ее конституционный долг даже в кризисные времена.
Политика активной господдержки дает возможность периодическим изданиям сохранять количество своих читателей и подписчиков, регулировать цены на издаваемую продукцию. Одновременно решается задача обеспечения свободного доступа читателей к печатной продукции, что является неотъемлемой частью демократического процесса.
Следует подчеркнуть, что поддержка национальных печатных СМИ и систем их распространения является одной из приоритетных задач, решаемых в современных условиях правительствами и парламентами многих стран мира. При этом, как показывает практика, выделяемые на эти цели бюджетные ассигнования и осуществляемые иные меры необходимы и вполне оправданы.
На этом фоне меры по господдержке СМИ в России являются недостаточными и неэффективными. По нашему твердому мнению, стране нужен новый закон «О государственной поддержке СМИ, книгоиздательства, полиграфии и распространения печатной продукции». И в этом законе должен быть аккумулирован весь позитивный зарубежный опыт по поддержке газет, журналов и книг.
Таблица 1.
Страны, в которых применяется налог с продаж (в процентах)
Страна |
НСП для книг, газет и журналов |
Базовый НСП |
Австралия |
10 |
15 |
Индия |
0 |
35 |
Латвия |
9 |
21 |
Новая Зеландия |
12 |
15 |
Словения |
8,5 |
20 |
Эстония |
18 |
20 |
Таблица 2.
Страны, в которых применяется налог на добавленную стоимость (в процентах)
Страна |
НДС на прессу |
Базовая ставка НДС |
Дания |
0 |
25 |
Норвегия |
0 |
25 |
Бельгия |
0 |
21 |
Великобритания |
0 |
20 |
Франция |
2 |
19,6 |
Греция |
4 |
23 |
Испания |
4 |
21 |
Италия |
4 |
20 |
Швеция |
6 |
25 |
Польша |
7 |
23 |
Германия |
7 |
19 |
Финляндия |
9 |
23 |
Австрия |
10 |
20 |
Россия |
10 |
18 |
Китай |
13 |
17 |
Дмитрий Мартынов, президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)
Александр Оськин, председатель правления АРПП
Источник: Журнал «Новости СМИ» №9(366) от 29.04.2013г.