Юлия Соловьева, ранее занимавшая должность президента медиахолдинга «ПрофМедиа», приступила к обязанностям гендиректора российского Google в феврале 2013 года. В интервью РИА Новости Соловьева рассказала о стратегии Google в России, о конкурентах компании, о запуске новых сервисов и продвижении уже существующих продуктов. Беседовал корреспондент проекта Digit.ru Дмитрий Филонов.
— Существует мнение, что глава регионального представительства Google — в частности, российского — лишь следит за выполнением решений, принятых на более высоком уровне. Это так? Какие задачи перед вами поставили?
— Задачи регионального руководителя Google могут быть настолько узки и настолько широки, насколько он сам их понимает. На позицию генерального директора российского Google искали человека, который может вывести компанию на другой уровень бизнеса внутри страны. У меня есть контроль и есть амбиции. Моя задача состоит в том, чтобы транслировать идеи глобального руководства Google в российские реалии. Я знаю и понимаю этот рынок и могу сама формулировать конкретные задачи, решать, как много времени займет их реализация и какими тактическими решениями это может осуществляться. Глобальное руководство ждет от местного менеджмента управления движением.
— Одна из главных интриг — сможет ли Google обойти «Яндекс» в поиске. Такая проблема есть в повестке дня?
— Вопрос в том, какой ценой нужно быть первым и зачем это. У нас нет задачи быть первыми априори конкретно по поиску. Мы хотим разбить стереотип, что Google — это только поиск. Он устаревший и давно не соответствует действительности. И мы не собираемся продолжать доказывать всей России, что мы будем первыми в одном виде поиска. Мы гораздо шире, чем поиск.
— Не переживаете, что «Яндекс» использует ту же платформу Android, тот же браузер Chrome для дистрибуции своих продуктов? Фактически он играет против вас с помощью ваших же разработок.
— У нас многие платформы открытые, в том числе Android и браузерный движок Chromium. И в этом контексте «Яндекс» является для нас скорее партнером, потому что использует наши разработки. Конечно, существуют определенные правила игры — как можно и как нельзя использовать наши платформы. И любой игрок рынка, не только «Яндекс», должен эти правила соблюдать. Если, например, кто-то будет удалять с Android-смартфонов все наши приложения и ставить свои, то тогда возникнет вопрос — это в рамках правил или нет?
— Но вы все-таки расцениваете «Яндекс» как основного конкурента в России?
— Я очень хорошо отношусь ко многим вещам, которые они делают. Но часто это хорошая локализация наших продуктов. И это должно стать нам уроком — нужно активнее запускать глобальные сервисы Google в России, пока «Яндекс» не сделал это лучше или быстрее. А на самом деле понятие главного конкурента сейчас размывается. Если смотреть на YouTube, то мы здесь отчасти конкурируем со всем российским телевидением. И тогда кто наш главный конкурент?
— На какие направления сейчас будет делаться основной упор? Где Google «проседает»?
— Почему вы думаете, что мы будем направлять усилия только на то, где мы «проседаем»? Может, лучше сконцентрироваться на том, где мы уже сильны? Кстати, нельзя забывать, что у нас есть два вектора развития: один вектор — это пользователи, а второй — рекламодатели. Что касается пользователей, то мы будем улучшать не просто отдельные продукты, а увязывать все эти продукты в единую экосистему, внутри которой можно максимально эффективно использовать все возможности сервисов Google.
Такую же комплексную стратегию мы начали применять и к рекламодателям. В январе в нашей платформе AdWords произошло важное изменение — появились так называемые расширенные кампании. Теперь рекламодатель может заказать в одной кампании любой вид онлайн-рекламы — контекст, дисплей, видеорекламу. При этом рекламу можно таргетировать по региону, аудитории, времени суток.
— Но для успешной реализации этой идеи пользователь должен активно использовать все ваши сервисы. А в России Google не является лидером в почтовых сервисах, в соцсетях. Вы будете агрессивно «отъедать» аудиторию у конкурентов?
— Нам важно, чтобы люди выбирали продукты Google, потому что им нравятся именно наши решения, а не потому, что мы их отсекаем от других сервисов. И наличие взаимодополняющих продуктов как раз создает особый пользовательский опыт. Но это эволюционный процесс. Например, пользователи уже активно погружены в YouTube, и мы будем добавлять отдельные элементы, которые дают возможность делиться чем-то на Google+, сделать пометки в почте или календаре.
— Для Google основным источником дохода все-таки является реклама. Будете активнее развивать направление пользовательских платежей? Ведь уже есть пример магазина Google Play.
— Да, есть Google Play. Кроме того, на Западе уже начинает тестироваться в YouTube подписка на платные премиальные каналы. Может быть, после теста на западном рынке мы будем думать об аналогичных подходах. Пока у нас в России пользователи вообще не очень любят платить в интернете. И видео очень плохо монетизируется через транзакции или подписку. С другой стороны, платные каналы позволяют предложить зрителям что-то абсолютно новое и эксклюзивное, и возможно, за это они готовы будут платить.
— Одно время Google в России активно продвигала свои продукты через ТВ-рекламу. Эта история будет продолжаться?
— Конечно, для нас маркетинг — важная составляющая бизнеса. В этом году мы собираемся продвигать Google Play, YouTube и Google+ вместе с контент-партнерами. Будет много историй, которые основаны и на спорте, и на новостях, и на развлечениях. Отдельная задача — рассказать пользователям про профессиональным контент, который нам удалось привлечь на YouTube. Не только уже существующий для телевидения, но и контент, который специально создается для видеохостинга. Мы вместе с партнерами будем рассказывать, какое видео у нас есть, как его найти, с кем мы работаем. Мы будем делать такие очаги интереса вокруг контента. Еще одна проблема в том, что в России люди не до конца понимают, как можно монетизировать YouTube. И над этим мы тоже будем работать.
— У российского Google всегда была проблема с локализацией сервисов, порой разница по времени в запуске достигала полугода и более. Стоит ждать изменений в этом плане с вашим приходом?
— Времена изменились, и теперь Россия является одним из приоритетных рынков для компании. Многие вещи теперь будут и у нас внедряться тоже в первую очередь. Но это пока не моя заслуга. Эта заслуга России как страны, как рынка. Если мы посмотрим, как растут рекламные рынки мира, то Россия уже больше Испании и почти сравнялась с Италией. А к 2015 году мы, возможно, обгоним Францию. Еще немного, и мы войдем в топ-10 стран по размеру рекламного «пирога». И, в отличие от Европы, мы продолжаем идти вперед семимильными шагами и расти.
— С потенциалом все ясно. Google уже переводит этот потенциал в деньги? Какой процент выручки компании приносит Россия?
— С заработками тоже все хорошо, но мы не раскрываем результаты отдельных стран. Скажем так, мы растем быстрее многих других региональных подразделений Google. Именно поэтому мы и получаем так много внимания от руководства.
— Так каких сервисов нам ждать?
— Мне очень хочется, чтобы продукты Google появлялись в России быстро, но лишь тогда, когда они готовы. Сейчас, к примеру, в США в тестовом режиме работают платежная система Google Wallet и сервис Google Now. Вот как раз второй сервис — это более близкая перспектива для России: сейчас под названием «Google Ассистент» в России он работает на нескольких устройствах, например телефонах Nexus. Этот сервис фактически агрегирует данные, которыми вы захотели поделиться внутри экосистемы Google, и начинает на их основе предугадывать ваши желания. Например, с утра вас будит звонок, который говорит вам, что если вы через 20 минут не выйдете, то попадете в пробку и опоздаете на встречу, которая у вас в календаре. Пока вы едете, вам еще подскажут, где вы можете выпить чашечку кофе, купить газету и прочее.
— У российского представительства столько планов. Планируете расширять штат?
— Мы планируем активно расти. И будем увеличивать штат в соответствии с ростом. В частности, особое внимание будем уделять отделам продаж и маркетинга, командам, которые работают с контент-партнерами. Но у нас нет задачи в России достичь размеров, например, «Яндекса». Преимущество Google в том, что мы — глобальная компания, и помимо московского и питерского офисов на российский рынок работают большие команды в Дублине, Цюрихе, Париже, даже в Маунтин-Вью, что позволяет нам оптимально распределять ресурсы и достигать результата.
Источник: Digit.ru