Почему Казань не самый читающий город в России, а газетный киоск уже не очаг культуры?

Каждую неделю в редакции газеты «Казанские ведомости» раздаются звонки от читателей, которые не могут купить нашу газету в газетных киосках. 

Самые упорные нередко приезжают к нам, чтобы приобрести газету. Но на все наши просьбы увеличить розницу местные распространители машут руками: продать бы то что взяли! При этом наценка продавцов на газету «Казанские ведомости» достигает 100%. В очередной раз редакция «КВ» решила провести расследование, чтобы выяснить, действительно ли так сильно упал интерес к чтению газет у населения или дело в том, как организована их продажа (см. «КВ» от 1.04.2008 г. - «Первого апреля нам не смешно», 10.04.2008 г. - «Какая пресса нужна Горпечати?», 22.04.2008 г. - «Как экономическая проблема превратилась в политическую», 20.09.2012 г. - «Город без газет: в кого мы превратимся без чтения?»).

Для этого делегация Татарстана во главе с первым заместителем руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Фаритом Шагиахметовым выехала в Липецк за прогрессивным опытом работы, которым на всю страну прославилось липецкое ЗАО «Роспечать».

600 покупателей в день

На одной из улиц Липецка нас пригласили в просторный киоск «Роспечати». Середина дня, а два киоскера не скучают: буквально в четыре руки обслуживают покупателей, которые то и дело заглядывают в окошечко, прося газету или журнал. Как не купить свежую местную прессу, если, например, «Липецкая газета» стоит всего 5 рублей! (Для сравнения: «Казанские ведомости», выходящие по будням, стоят в киосках Казани 7 рублей.) Весь ассортимент, в основном это газеты и журналы, хорошо виден с улицы. Площадь киоска - 19 кв. м, есть где товар разложить. Если покупатель не сориентировался, киоскеры тут же спешат на помощь. На их лицах приветливые улыбки, на разговоры с покупателем они не скупятся. В результате за день к киоску подходит примерно 1500 - 2000 горожан, из них 600 делают покупки. (В Казани этот показатель удручающе низок - примерно 136 покупателей, по данным ООО «Экспресс Печать».) При этом в Липецке проживает 506 тыс. человек, а в Казани - 1 млн 176 тысяч. Откуда же в Липецке такая любовь к чтению?

«Брось мышку - возьми книжку!»

Оказалось, что местная власть взяла курс на то, чтобы сохранить у своих читателей привычку к чтению газет и книг. Ее встревожили социологические замеры молодежной среды. Два года назад 82% опрошенных молодых людей в Липецке утверждали, что они положительно относятся к читающим сверстникам. При этом на вопрос, как ваши сверстники относятся к читающим, положительный вариант ответа выбрали только 52% опрошенных. По мнению социологов, такое расхождение в цифрах говорит о том, что в молодежной среде читать становится не модно и не престижно.

Тогда губернатор области Олег Королев начал создавать все условия для продвижения культуры чтения в массы. Кстати, в Липецке решительно отказали москвичам, пытавшимся захватить местную розничную сеть. В Казани же столь любимые казанцами киоски «Горпечать» ушли в руки москвичей. С тех пор в нашей столице нет местной крупной сети распространения. ЗАО «Роспечать» Липецка получило в аренду землю под киоски сроком на 10 лет по фантастически низкой цене - 12 рублей за один квадратный метр. (В Казани стоимость земли под аренду киоска колеблется, по данным ООО «Экспресс Печать», от 170 до 1000 рублей за квадратный метр в зависимости от места расположения объекта.) 

...И власть Липецкой области выступила с инициативой «Липецк - самый читающий город в России среди молодежи». Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области стало регулярно проводить специальные рекламные кампании по пропаганде культуры чтения среди молодежи. Например, в прошлом году был организован конкурс социальной рекламы на тему: «Брось мышку - возьми книжку!» Молодые люди сами придумывали рекламные плакаты, аудио- и видеоролики, в которых читающая молодежь выглядит привлекательно. Также была проведена акция «Книгофонд» - известные люди Липецка и области, менеджеры крупных компаний, губернатор, депутаты, общественные деятели передали волонтерам свои любимые книги с дарственной надписью. Затем книги были розданы студентам липецких вузов. 

В 2013 году в Липецке было организовано движение «Буккроссинг», когда прочитанная книга отдается любому желающему ее прочитать. Начали со школ. В них появились специальные стенды для буккроссеров. В итоге сегодня липецкие буккроссеры обмениваются книгами в кафе и встречаются на флешмобах. А киоски «Роспечати» украсила наружная реклама «Люди Ч», отражающая новый для Липецка тренд: читать модно и престижно, особенно в молодом возрасте. Когда власть объединила усилия распространителей газетно-журнальной продукции, книготорговцев, библиотек, то интерес к чтению в молодежной среде вырос на 14%, констатировали социологи. 

- Интерес к чтению печатных изданий у населения не падает, - утверждает Дмитрий Белокопытов - начальник Управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области. - Просто в эпоху бурного развития интернета торговля периодикой и книгами должна быть максимально приближена к читателю и, я бы сказал, организована на высоком культурном уровне. Наши киоски «Роспечати» притягивают взгляд, они действительно блестят обложками журналов, пестрят яркими газетными заголовками. И, проходя мимо, сразу ловишь себя на мысли: «Что бы почитать?»

В чем прелесть липецкой «Роспечати»?

«Газету, которую мы делаем с душой, в Липецке с душой продают», - утверждает Юрий Иванович Таранцов, генеральный директор воронежского издательства «Свободная пресса» - крупнейшего партнера липецкого ЗАО «Роспечать». Этому есть ряд наглядных подтверждений. В ЗАО «Роспечать» не берут с новых клиентов никакой платы за вход в сеть. Киоски - их 176 (в Липецке - 99, в области - 77) - работают в будни с 6 утра до 20 часов, в воскресенье - с 8 до 20 часов без перерыва и выходных. Доставка свежей прессы в киоски осуществляется трижды в день: первый раз в пять утра, второй - в середине дня, в третий раз остатки товара перебрасывают в те киоски, где все распродано. Всех киоскеров, а это 346 человек, руководство «Роспечати» обеспечило мобильными телефонами, чтобы продавцы могли оперативно обмениваться информацией об остатках или дефиците. 

Почему бы этот опыт не применить в Казани? Тогда столь болезненный для редакций и распространителей вопрос о возврате нереализованных газет и журналов будет решен. У нас же выгрузку товара делают только с утра.

Торгует липецкая «Роспечать» в основном газетно-журнальной продукцией. Доля сопутствующих товаров составляет всего 12 - 18%, и это только книги, канцтовары, игрушки. (В отличие от казанских киосков в липецких нет ни продуктов, ни табака, ни снеков.) Средний товарооборот - 238 тыс. рублей в месяц, в киосках побольше - свыше 600 тыс. рублей. Уровень рентабельности в компании - 5 - 7%. Средняя зарплата киоскеров - 14 - 16 тыс. рублей. У тех, у кого товарооборот максимальный, она достигает 21 тыс. рублей. На такую зарплату можно привлечь весьма квалифицированных продавцов, поэтому их в Липецке большинство. (К сведению, в Казани большинство киоскеров получает 6 - 8 тыс. рублей.) 

- Липецк - единственный город, где у нас растут тиражи, - говорит Таранцов и объясняет почему. - Власти Липецкой области установили щадящие тарифы для сети распространения периодической печати. Это обернулось и большим товарооборотом, и ростом тиражей. В итоге всем хорошо! И издателям, и распространителям, и читателям. Об этом мечтают многие издатели в России, но пока делают это только в Липецке. 

Липецкие киоски «Роспечати» блестят обложками журналов, пестрят яркими газетными заголовками, притягивая взгляды горожан

Кадры решают все

Всей киосковой сетью ЗАО «Роспечать» более 30 лет руководит Валентина Полуказакова. Она ведет свое дело так, что власти идут ей навстречу, а криминал отступает, наткнувшись на решительное: «Не продается!» Это руководитель, в котором высокий профессионализм и требовательность сочетаются с человеческим отношением к тем, кого она берет в свою команду. 

В киоске на улице Горького два киоскера буквально расцвели, увидев шефа. В середине дня наплыв покупателей был столь велик, что киоскеры работали вдвоем. Выждав паузу, они поделились секретами успешной торговли. Допустим, подошел покупатель со ста рублями сделать рублевую покупку. Они так поработают с ним, что он все сто рублей оставит в киоске! Что немаловажно, к продажам Валентина Ефимовна привлекла большое число педагогов, вышедших на пенсию. В силу своей профессии умеют эти люди продвигать культуру чтения! В Липецке люди идут в киоски за хорошим настроением, пообщаться с киоскерами, которые всегда доброжелательны, приветливы и в курсе новостей. А в России жалуются на нехватку киоскеров. Проблему руководство ЗАО «Роспечать» решает не только с позиции зарплаты. Оно создало привлекательный соцпакет для своих сотрудников. Работники «Роспечати» получают солидные суммы в тех случаях, когда серьезно заболели (50 тыс. рублей и выше), отмечают юбилей (от 5 тыс. рублей), провожают детей в первый класс (от 5 до 10 тыс. рублей). Выделяются премии к различным праздникам, матпомощь на санаторное лечение, похороны близких и т.д. Кто убежит с предприятия, где во главе угла не только прибыль, но и внимание к людям? Известна Полуказакова и своей благотворительностью. Помогает церкви, Союзу журналистов, другим нуждающимся. Неудивительно, что за глаза в коллективе «Роспечати» Валентину Ефимовну называют мамой.

Киоск - очаг культуры или шаурмы?

Теперь нам остается решить главную загадку. Почему власти Липецкой области смотрят на киоски как на очаг культуры, а наши видят в них всего лишь объекты мелкорозничной торговли? Невооруженным глазом видно, что в Казани не хватает киосков прессы (если в Европе на 800 жителей приходится один киоск, то в Казани - один киоск на 5 тыс. жителей). Тем не менее новые участки под киоски прессы не выделяются годами. А если выделяются, то выиграть в тендере, где стоимость места под киоск доходит до 2 млн рублей, для наших распространителей периодики нереально. В итоге на городских улицах вместо очагов культуры появляются, образно говоря, киоски «Шаурма». (Так, на 1.05.2013 года в киосковой сети ООО «Экспресс Печать» из 119 киосков осталось 82.)

Увиденное в Липецке первый заместитель руководителя республиканского агентства Фарит Шагиахметов комментирует так: «Власть обязана заботиться о том, чтобы население было здорово не только физически, но и духовно. Она обязана воспитывать личность. Нация будет культурна, образованна, воспитанна только в том случае, если для этого будут созданы условия. Доступные услуги по получению и распространению качественной информации входят в их число». 

Когда-нибудь губернатор Олег Королев и руководитель ЗАО «Роспечать» Валентина Полуказакова войдут в историю Липецкой области как подвижники, всячески стремившиеся сохранить у населения привычку к чтению газет и книг. Валентина Ефимовна рассказала нам о беспрецедентном случае в ее практике. Несколько лет пожилой житель райцентра Усмани, что в 75 км от Липецка, писал ей письма о том, что вынужден проезжать шесть остановок, чтобы купить газету в киоске. Ветеран войны и труда настоятельно требовал свежую газету к утреннему чаю. А в Усмани доходы у киосков кот наплакал - это малонаселенный город, в котором накладно содержать киоски. Однажды в кабинете у Полуказаковой раздался телефонный звонок. Звонил губернатор: «Ну что, поставим нашему ветерану киоск поближе?» До самого верха добрался с жалобой любитель газетного чтения. И жаждавшему свежей газеты поставили киоск. Так система повернулась лицом к одному человеку! Валентина Ефимовна с улыбкой вспоминает об этом: «Дает нам этот киоск в месяц тыщ тридцать пять, но держим. А как же наша деловая репутация?» 

В Казани ситуация иная. Большинство чиновников считают, что прессу надо читать в интернете, а бумажные газеты в двадцать первом веке не прижились. Сидя на совещаниях в обнимку с нотбуками и айпадами, они всерьез думают, что большинство наших граждан интернет-пользователи. Им невдомек, что огромная часть населения, особенно возрастная, отнюдь не «висит» в интернете, а спешит с утра к почтовому ящику или городскому киоску. Для старшего поколения газета продолжает оставаться источником качественной информации. (Кстати, мэр Липецка тоже покупает газеты в киоске.) Правы финны, которые утверждают, что интернет - это фастфуд, к нему обращаются, когда надо что-то быстро узнать. А хорошая газета - это ресторан, где информацию готовят профессионалы своего дела. К тому же газеты занимают нишу и общественной дискуссии, где никто не прячет свое авторство за ником. Это трибуна для серьезного разговора об окружающей действительности. И в мире уже работает ряд национальных программ, чтобы со школьной скамьи приучать к чтению газет и журналов молодое поколение. Например, Николя Саркози, будучи президентом Франции, не смирился с кризисом издательского рынка, а принял план по поддержке газет. «В него вошли и налоговые льготы, и реформа системы распространения, и такое направление помощи, как программа по стимулированию чтения. Так, все французские подростки могут бесплатно подписаться на любое издание из определенного государством списка» (журнал «Эксперт», №44 за 2012 год, «Печатная пресса - право на жизнь»).

А что в Татарстане? Кого поддержат наши власти: прессу или шаурму? В чьи руки мы отдаем идеологию - уличных торговцев едой или российских бизнесменов? 

Напоминаем, в 2008 году ОАО «Горпечать», уже имеющее московское руководство, сославшись на убытки, расторгло договоры на поставку печатной продукции с несколькими местными газетами, в том числе и с нашей. Только после шума в СМИ и вмешательства Президента РТ конфликт был исчерпан. Давайте обсудим, что мы хотим: растить читающих, думающих граждан или нас устраивает нечитающее население - бездумные потребители, бродящие по городским улицам с бутылкой пива в руках, сигаретой в зубах и непечатным словом на устах?

Венера Якупова, заместитель председателя Союза журналистов Республики Татарстан, главный редактор газеты «Казанские ведомости»

 

Источник: Казанские ведомости